Психология розыскной деятельности

Материалы » Психология розыскной деятельности

В настоящее время проблема изучения и оценки психологических особенностей интересующих лиц в оперативно-розыскной деятельности привлекает внимание многих отечественных юристов и психологов.

Понятие личности интересующего лица выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих качеств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, психологическими особенностями. Понять поведение личности интересующего лица невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко психиатрических факторов.

Сотрудники оперативных подразделений могут содействовать более успешному раскрытию преступлений, если в полном объеме будут учитывать психологические особенности тех или иных интересующих лиц.

Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Анализ специальной юридической и психологической литературы позволил выявить следующие приемы установления психологических особенностей интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности:

1. Изучение образа жизни интересующего лица.

2. Изучение криминальной ситуации (связи между событием преступления и установками, взглядами, потребностями и мотивами находящихся в поле зрения оперативных работников интересующих лиц с целью поиска и установления причастных к преступлению лиц).

3. Изучение на основе житейского и профессионального опыта оперативного работника (путем наблюдения) эмоциональных, интеллектуальных и иных особенностей интересующего лица, влияющих на поведение в острых и конфликтных ситуациях, на принятие решений, устойчивость к психическому напряжению, реагирование на новые и неожиданные обстоятельства и пр.

Другое по теме:

Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельности
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуа­ции, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание проти ...

Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в ...

Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Мотивы – побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Посл ...