Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием являются предрабочие состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней.
1. Предстартовое состояние
Во время предстартового состояния осуществляется настройка организма на деятельность, выражающаяся в активизации вегетатики. Проще говоря, возникает готовность организма и психики человека к предстоящей деятельности, к реагированию на сигналы. Имеет значение и волнение человека пред предстоящей значимой деятельностью человека. Механизмы возникновения предрабочей настройки имеют условно – рефлекторную природу. Вегетативные предрабочие изменения наблюдаются даже тогда, когда человек просто оказывается в привычной рабочей обстановке, где он раньше неоднократно осуществлял деятельность, но где в данный момент ему работать не надо.
2.Предстартовые лихорадка и апатия
Предстартовая лихорадка, впервые описанная О.А. Черниковой, связана с сильным эмоциональным возбуждением. Она сопровождается рассеянностью, неустойчивостью переживаний, что в поведении приводит к снижению критичности, к капризности, упрямству и грубости в отношениях с близкими, друзьями, тренерами. Внешний вид такого человека сразу позволяет определить его сильное волнения: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется пятнистый румянец. При длительном сохранении этого состояния человек теряет аппетит, нередко наблюдается расстройство кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.
Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она возникает у человека либо при нежелании выполнять предстоящую деятельность из-за частой ее повторяемости, либо в случае, когда при большом желании осуществлять деятельность, как следствие, происходит «перегорание» из-за длительно продолжавшегося эмоционального возбуждения. Апатия сопровождается сниженным уровнем активации, торможением, общей вялостью, сонливостью, замедленностью движений, ухудшением внимания и восприятия, урежением и неравномерностью пульса, ослабление волевых процессов.
2. Боевое возбуждение
С точки зрения Пуни, боевое возбуждение является оптимальным предстартовым состоянием, во время которого наблюдается желание и настрой человека на предстоящую борьбу. Эмоциональное возбуждение средней интенсивности помогает мобилизации и собранности человека. Особой формой состояния боевого возбуждения является поведение человека при угрозе агрессии со стороны другого человека при возникновении конфликта.
Дашкевич О.В, выявил, что в состоянии «боевой готовности» наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться также некоторое ослабление активного внутреннего торможения и увеличение инертности возбуждения, что можно объяснить возникновением сильной рабочей доминанты.
У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, отсутствуют скованность и повышенная ориентировочная реакция на обстановку. Качество выполнения заданий у них не снижается, а вегетативные показатели не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.
Считается, что предстартовая лихорадка и предстартовая апатия мешают эффективному выполнению деятельности. Однако практика показывает, что это не всегда так. Во-первых, нужно учитывать, что порог возникновения данных состояний у разных людей неодинаков. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Следовательно, тот уровень возбуждения, который для последних будет близким к «лихорадке», для первых окажется обычным предстартовым состоянием. Отсюда необходим учет индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Во-вторых, в ряде видов деятельности состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешности деятельности (например, при кратковременной интенсивной деятельности – бег коротких дистанций на скорость).
Другое по теме:
Понятие и структура характера.
Характер человека представляет собой совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения, поступки человека, рассчитанные на оказание определенного влияния на других людей.
Когда мы говорим ...
Заключение.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования и проведя констатирующий и формирующий эксперименты, можно сделать следующие выводы:
- проблема развития образной памяти у детей младшего школьного возраста в наш ...
Особенности социально-психологического типа личности подростка.
Конформный тип личности:
1. В сфере отношения к людям:
а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем 6удут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлеч ...