Психология фиолетового цвета

Материалы » Психология фиолетового цвета

В то время, как черный означает абсолютное ничто,

фиолетовый представляет собой скрытую тайну…

Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»

Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цвета соприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целое противоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского, материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжение фиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскому началу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.

Как и другие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом он может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсов спектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значений к полюсу позитивных значений.

Вильгельм Вундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Ученик В. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовый цвет - “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетового неба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F., 1912).

И.В. Гете также связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цвете великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349).

Как показывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативные эксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и его отражением в облаках, в воде, на песке или на снегу.

С фиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень, прострел сон‑трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего, при смене времен года.

Из плодов следует назвать, прежде всего, сливы, из овощей - краснокочанную капусту и баклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”).

Тонкие корешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета.

Животные, имеющие фиолетовую окраску - это, прежде всего, разнообразные обитатели моря, такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которые использовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовой краски.

С фиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы.

Среди камней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежной лиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист в перстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет от пьянства.

Фиолетовый цвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цвет адвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост.

В символике фиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета и трансцендентальное начало синего цвета.

В последнее время фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цвет самовыражения и самоутверждения женщины.

Другое по теме:

Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков
Дидактические процессы взаимодействия подростков с их учителями существенно отличаются от того, что происходит на первой ступени школьного обучения. Обратимся к характеристикам подросткового возраста, которые даются в традиционных курсах ...

Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В ...

Интеллектуальные способности.
Успешность деятельности принято соотносить по способностям. Соответственно интеллектуальная способность определяется кК индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи: способность ...