Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе

Материалы » Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе

В нашей стране произошли и происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Поэтому проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса в средней школе является как никогда актуальной.

Сегодня школа является главным центром,

обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения. Вся воспитательная работа должна строиться на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законом РФ "Об образовании".

В современной теории и практике воспитания отчетливо прослеживаются две ведущие тенденции: тенденция к глубокому анализу различных сфер личности человека и тенденция к технологизации процесса воспитания.

Процесс создания воспитательных технологий сложен и многообразен и предъявляет к педагогу определенные требования. Для успешной деятельности воспитателя в этом направлении необходимы следующие условия:

1. Установка воспитателя на технологию, развивающую индивидуальность школьника.

2. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника и уровня сформированности классного коллектива.

3. Анализ имеющихся воспитательных ресурсов и умение проектировать, планировать, распределять цели.

4. Умение организовывать и анализировать деятельность.

5. Видение устаревания технологии и умение перестраивать ее.

Таким образом, в настоящее время у школьного педагога существует настоятельная потребность как в умении создавать и обосновать воспитательные технологии, способствующие становлению личности школьника, так и знание базовых диагностических методик изучения личности и коллектива.

Объектом исследования

стали школьники в возрасте от 14 до 16 лет и преподаватели. В качестве предмета исследования были выбраны особенности воспитательного процесса в средней школе на современном этапе.

В данной работе была поставлена цель рассмотреть особенности воспитательной работы в средней школе и подобрать методики для диагностики некоторых этапов воспитательного процесса.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретический материал по проблеме исследования;

Выделить этапы технологии управления воспитательным процессом в средней школе;

Описать типичные ситуации в работе с подростками;

Теоретической основой исследования являются концепции воспитания А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.А. Сластенина, Л.И. Уманского и др.

Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической отечественной и зарубежной литературы по проблеме.

Научная новизна исследования: выделены и охарактеризованы основные формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса в средней школе, проведен анализ методических подходов в реализации процесса воспитания.

Другое по теме:

Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. ...

Волевая регуляция поведения
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых ...

Воля как фактор самовоспитания
ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по сл ...