Психология музыкальных способностей

Материалы » Психология музыкальных способностей

Актуальность. Первые публикации Б.М.Теплова по вопросам способностей и одаренности - "Проблема одаренности", "Способности и одаренность" - представляли собой извлечение из его докторской диссертации "Психология музыкальных способностей", защищенной в 1940 г. (опубликована в 1947 году, повторно - в 1961 г. в книге избранных трудов автора; недавно издана во Франции). Именно в связи с изучением музыкальности им был произведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения.

В последние 15 лет научной деятельности, когда Б.М.Теплов сосредоточил усилия своей лаборатории на исследовании типологических особенностей нервной системы, разработка вопросов способностей не приостановилась. Перспективу, основной замысел работы руководимого им коллектива он видел в подходе к изучению природных задатков развития способностей.

Таким образом, проблема способностей представлена в трудах Б.М.Теплова весьма разнообразно: в сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.

Б.М.Теплов стоял на той точке зрения, что недостаточное знание фактов и частных закономерностей не позволяет пока создать общую теорию способностей и одаренности. Более того, он считал, что "...всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны".

Вместе с тем он систематически обращался к рассмотрению и теоретических вопросов. В его работах отчетливо видны некоторые исходные принципы исследования данной проблемы.

Музыкальные способности по Теплову можно разделится на две группы:

· технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

· слуховые (музыкальный слух).

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Другое по теме:

Понятие "имидж"
Слово "имидж" происходит от английского "image", которое, в свою очередь, происходит от латинского "imago". В английском языке слово "image" имеет не одно, а, как минимум, пять значений (образ, стат ...

Межличностные эмоциональные отношения и их виды
Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам. Воспитание детей и семейные отношения основан ...

Общий адаптационный синдром.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­дейс ...