Личность в экономике

Страница 2

К сожалению, далеко не во всем человек смог придать инстинкту агрессии рациональные формы реализации. Кроме того, сама степень этого инстинкта стала чрезмерно завышенной по сравнению с реакциями тех животных, от которых ушел в свое время человек. [11, с. 112].

К примеру, хорошо известно, что жизнь в стаях диких животных предусматривает заметные барьеры в проявлении инстинкта уничтожения.

Стоит отметить еще одну, более прискорбную закономерность, существующую в человеческом роде. Гипертрофированный (благодаря разуму) инстинкт уничтожения (агрессии) проявляется нередко сильнее осмысленного инстинкта любви. Причина данного несоответствия заключается в том, что исходные, первородные инстинкты тоже не стоят на равном уровне. В их иерархической структуре потребность в утолении голода (как правило, за счет уничтожения других форм живой жизни) стоит выше потребности в сексуальной и родительской любви. В связи с этим и проявляемые у человека потребности, как об этом хорошо свидетельствует знаменитая пирамида американского социального психолога А.Маслоу не находятся на одной линии.

Опасная форма гипертрофии инстинкта агрессии возникла не только вследствие просто наложения на него сознания. Сказалось и другое, о чем удивительно достоверно и шокирующе убедительно поведал человечеству выдающийся австрийский психолог Конрад Лоренц, один из основоположников этологии - науки о поведении животных.

В своих исследованиях (в книге «Агрессия») Лоренц показал, что человечество сформировалось, отделившись от одной из групп животных.

В природном комплексе существует несколько дифференцированных групп, в зависимости от стиля поведения. У хорошо вооруженных животных (зубы, когти, рога, масса тела, мощные лапы, быстрота движения) природа заложила не только инстинкт агрессии, но и реакцию контроля за проявлением этого инстинкта.

Цель - избежать ненужной опасности для жизни при внутривидовых конфликтах и сохранить род. (Вспомним пословицу: «Ворон ворону глаз не выклюет»).

К сожалению, изначально плохо вооруженного и относительно слабого физически человека природа наделила очень слабой реакцией на сдерживание внутривидовой агрессин.

Для самовыживания человека его зубы и руки не представляли большой опасности. Появление же мышления, общественного образа жизни очень быстро и радикально вооружили человека (сначала камнем, луком и ножом, а позже - напалмом, ракетами, ядерными бомбами и концентрационными лагерями). Соотношение усиленных разумом инстинктов обусловило печальные последствия: борьба между представителями человеческого рода, группами, слоями, нациями стала типичным явлением.

Историки подсчитали, что на 1 день мира в истории человечества приходится в среднем 4-5 дней воины.

Итак, возникнув, человеческое общество изначально приобрело достаточно агрессивные ориентиры. Усилив контрасты, человеческий раз создал, таким образом, опасную ситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событий показывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться и проявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу генную память его заложила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не на уровне отдельного человеческого создания, а в масштабах всего нашего природного вида.

Приведем пример, доказывающий возможность закладываемых природой «коллективных» инстинктов. Тот факт, что в человеческом обществе представителей мужского и женского родов рождается в оптимальном соотношении (что никак не связано с инстинктами и поведением отдельных людей), говорит о вложенной в человеческий род программе на самосохранение. [9, с. 38].

Основываясь на идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезу о закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни, определенных институтов, задача которых состоит в спасении человечества как рода.

Данные институты не есть нечто застывшее. Их виды могут меняться, количество расти. К ним мы отнесем рыночную систему, религию, культуру, науку, военную силу. В совокупности все это является составляющими более общего понятия «цивилизация».

Каждый институт является по существу методом самоспасения. При этом у любого варианта существуют определенные границы возможного. Кроме того, следует признать: всякий метод кроме пользы принесет и определенные издержки (благо всегда имеет цену).

В рамках рассматриваемой темы встает вопрос о роли рыночной системы, которая является экономическим и психологическим взаимодействием людей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Причины механизмы возникновения рда и существенные признаки рда
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может ...

Психологические объяснения антропогенеза
Археологические данные о каменном веке весьма локальны, но общечеловеческие закономерности, вышед­шие из позднего каменного века, относятся к самым глу­боким пластам человеческого бытия. Архаический базис цивилизации сейчас воспринимаетс ...

Психологические особенности деятельности и личности тренера.
Управление деятельностью и поведением спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как офици ...