Психологическая характеристика процесса общения.

Материалы » Психология профессионального общения » Психологическая характеристика процесса общения.

Страница 3

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъ­ект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и по­ступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведе­ния носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации.

Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознан­но: либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к оп­ределенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интер­претация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явле­ниям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. В данном случае стереотип - сформировавшийся образ человека, которым пользу­ются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть не только сомни­тельными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выве­ренные эталоны понимания других людей.

Так, социально-психологический опрос свидетельствовал о попу­лярности глубоко ошибочных стереотипных представлений об одно­значной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбо­родками обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом - умные. Трое полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми коман­довать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Естественно, что все эти стереотипы, будучи включенными в процесс межличностного восприятия, форми­ровали ошибочное познание людей и серьезно деформирова­ли процесс общения с ними.

Характер каузальной атрибуции зависит от различных ус­ловий, хорошо изученных психологией. Так, например, при вос­приятии незнакомого человека большую роль играет та изна­чальная информация, которую получил субъект восприятия.

Стереотипы, порождающие позитивное или негативное отношение к участникам уголовного процесса, оборачиваются в следственной деятельности субъективизмом следователя.

Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных - тем, к кому он не расположен, является одним из типичных случаев каузальной атрибуции. Так, в условиях эксперимента фиксиро­вались оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Заранее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выясни­лось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлекательные», первые оценивались выше и им припи­сывали положительные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами. Эта выявленная в эксперименте зависимость имеет название эффекта ореола.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оцен­ки. Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект вос­приятия располагает минимальной информацией о восприни­маемом. Однако этот эффект обнаруживается и при воспри­ятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Одиночество
Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают . большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. ...

Исследование уровня субъективного контроля работников организации
1. Служба изоляции (5 человек): По шкале общей интернальности (Ио) низкий уровень имеют 40% , средний-20% и высокий 40%опрошенных. Это значит, что 40% испытуемых считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их со ...

Личностная готовность
Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручения ...