Влияние пессимистического / оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности

Материалы » Психология профессионального самоопределения » Влияние пессимистического / оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности

Страница 2

Среди мотивов профессионального самоопределения в ситуации нестабильности преобладает стремление к материальной обеспеченности и экономической независимости (85% старшеклассников), а мотивы самореализации способностей и интересов отходят на второй план. От 9 к 11 классу в 2 раза снижается количество выборов профессии по склонностям и интересам и увеличивается несовпадение между привлекательными и выбираемыми профессиями. Возрастной особенностью подросткового самоопределения остается размытость планов, рассогласованность в показателях вида профессии, путей и сроков ее достижения, в нечеткости представлений о качествах профессионала.

Для выявления роли этнокультурного фактора внутри генеральной совокупности мы выделили: 1) группу девочек – европеек (149 человек); 2) группу девочек – азиаток (159 человек); 3) группу мальчиков – европейцев (118 человек); 4) группу мальчиков – азиатов (110 человек). При этом азиатскую группу составили подростки таких национальностей как киргизы, казахи, узбеки и т.д. К европейской группе мы отнесли подростков, указавших в графе национальность – русский/русская. Исследование показало, что для ребят из азиатской выборки характерно:

1. Принятие решения о будущей профессии осуществляется достаточно рано, еще в 4 – 7 классах, хотя к моменту окончания школы это мнение успевает измениться. В раннем самоопределении, как и в согласованности, непротиворечивости выбора, мы усматриваем авторитетное влияние родителей. Их устойчивый выбор повторяют дети.

2. В ответах респондентов азиатской группы важное место занимает достижение высокого социального статуса. Эта ценность увеличивается от 9 класса к 11 – му, в то время как ответах европейцев она отсутствует. Мы полагаем, что эта значимая разница неслучайна: высокий социальный статус в республике почти недостижим для европейца, оставаясь привилегией титульной нации.

3. У 17,5% мальчиков из азиатской выборки встречаются планы добиться признания и уважения своими добрыми делами и поступками (построить детский дом, пожертвовать бедным, отремонтировать школу и т.п.). Однако в к 11 классе таких ответов уже не встречается. Рыночные отношения оттесняют традиционные ценности ислама, где пожертвовать бедным, нищим, считается достоинством, открывающим врата рая.

В европейской выборке необходимо отметить:

1. Принятие решения о будущей профессии осуществляется ближе к моменту окончания школы и по оценке респондентов отличается большой устойчивостью, что на наш взгляд, показывает большую степень самостоятельности выбора.

2. Соответствие между профессией и учебным заведением в группе европеек на треть выше такого показателя в группе азиаток, в то время как у мальчиков различий не обнаружено. Видимо, девочки – азиатки менее информированы в семье о профессиях, а школа этой информации не уделяет должного внимания.

Этнокультурные различия профессионального самоопределения также проявляются в традиционном предпочтении гуманитарных и управленческих профессий у азиатской группы молодежи и технической – у европейцев.

Гендерные особенности проявляются в том, что современные девочки согласны на непривлекательную работу ради высокого заработка и пренебрегают ценностями семьи во имя карьеры. Мальчики чаще выбирают профессию по интересам. Исследование профессиональных планов показало, что притязания мальчиков более реалистичны по сравнению с девочками, которые зачастую стремятся выбрать профессию, в которой можно было бы сочетать общественное признание, интеллектуальную самореализацию, высокий заработок с «неутомительной» работой и сохранением избытка времени и сил на досуг и развлечения.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность "молодеет". Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков. Нынешние подростки оказались включенными в кризис общ ...

Индивидуальность и ее проявления
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Ин ...

Развитие воли в подростковом возрасте
Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы по ...