Из 15 детей с высоким уровнем мотивационной готовности в школе: у 6 человек (40%) уровень учебной мотивации во втором классе остался высоким, у 4 человек (27%) – снизился до 2 (среднего) уровня, у 5 человек (33%) – снизился до 1 (низкого) уровня.
Из 72 детей со средним уровнем мотивационной готовности к школе: у 42 человек (58%) уровень учебной мотивации во втором классе повысился до 3 (высокого), у 17 человек (24%) – остался средним, у 13 человек (18%) – снизился до 1 (низкого) уровня.
Из 22 детей с низким уровнем мотивационной готовности к школе: у 5 человек (23%) уровень учебной мотивации во втором классе повысился до 3 (высокого), у 9 человек (41%) – повысился до 2 (среднего), у 8 человек (36%) – остался низким.
Проведенное исследование показало, что в начале школьного обучения высокой мотивационной готовностью к школе обладают только 14% первоклассников, у большинства первоклассников (66%) мотивационная готовность к школе оценивается как средняя, а у 20% - как низкая. Динамика учебной мотивации от первого ко второму классу у детей с различной мотивационной готовностью к школе характеризуется следующим. Если у большинства детей с низкой мотивационной готовностью к школе (64%), и более чем у половины детей со средней мотивационной готовностью к школе (58%) учебная мотивация ко второму классу развивается, то у большинства детей с высоким уровнем мотивационной готовности к школе (60%), напротив, происходит отрицательная динамика мотивации учения. Эта отрицательная динамика может быть обусловлена тем, что современных детей начинают обучать простейшим школьным умениям и навыкам уже до школы, и в первом классе фактически происходит повтор того, что детям уже известно, что негативно влияет на мотивацию учения у детей.
Ключевым событием последнего времени стало обсуждение преимуществ и ограничений психометрических тестов в 2009 г. в одном из основных психологических изданий. Как результаты, так и сам факт возникновения дискуссии свидетельствуют о возрождающемся интересе ученых к проблемам психометрического измерения способностей и возможности использования полученных показателей для прогнозирования успешности человека в тех или иных видах деятельности. Первоначальная валидизация тестов способностей производилась именно на основании сопоставления полученных тестовых показателей с показателями успешности, преимущественно – учебной деятельности детей школьного возраста.
Современные исследования в рамках зарубежной психологии образования показали, что показатели по интеллектуальным тестам могут являться значимыми предикторами успешности обучения (Furnham, Chamorro-Premuzic, 2009). Актуальным в них стало рассмотрение необходимости расширения традиционных взглядов на интеллект и включения в предсказательные модели таких способностей, как креативность и практический интеллект (Стернберг и др., 2009). Проводимые отечественными психологами исследования включают преимущественно анализ связи академических способностей с показателями успешности обучения детей школьного возраста, тогда как студенческие выборки как бы «выпадают» из поля зрения исследователей.
Целью нашего исследования стала апробация новой тестовой батареи, предполагающей комплексную оценку академических, практических и творческих способностей и анализ связи этих показателей с успешностью обучения студентов.
Другое по теме:
Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной р ...
Музыкальность как совокупность музыкальных
способностей, их синтез
У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о музыкальных способностях или, как чаще говорят, о музыкальных задатках.
В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные ...
Динамика профессиональной мотивации личности
Важнейшим фактором, определяющим мотивацию человека, является его познавательная активность по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Сложившиеся потребности окрашивают всевозможные условия, объекты и цели той части «образа мира», к ...