Многозначность понимания личности в современной психологии

Материалы » Психология развития личности » Многозначность понимания личности в современной психологии

Страница 1

В психологической науке личностью называют не того человека, который существенно отличается от других, заметен и одарён, но любого человека с определённого возраста. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста и возникает в ходе его взаимодействия с социальными условиями, с другими людьми. В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток описать личность. Хотя понятие личности – проблема науки, однако, понять личность не означает логически определить. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчёркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Итак, что же такое личность? Личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность-это целостная организация психических свойств, сложившаяся у него в ходе усвоения им общественного опыта и имеющая следующие признаки:

· Человек обнаруживает себя как инициативный, активный представитель определённого сообщества, способный руководствоваться целями и интересами широкой общности людей.

· Человек оказывается определённо ценным или вредоносным с позиций своей социальной группы и, возможно, других групп, оказывается предметом определённой моральной оценки.

· Человек, будучи социально типичным субъектом деятельности, проявляет себя в индивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая её процессы и результаты.

Указанные признаки - общие проявления того, что мы называем личностью. Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:

· Структура или устойчивые качества в психологической реальности человека;

· Мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;

· Развитие личности или возможности её качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов;

· Понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;

· Понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни.

В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З. Фрейдом, А. Маслоу, Э. Берном, К. Юнгом и многими другими авторами.

Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т. е определяющих поведение.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:

1. Мотив как побуждение, потребность.

2. Мотив как цель, предмет удовлетворения потребности.

3. Мотив как намерение.

4. Мотив как свойство личности.

5. Мотив как состояние.

6. Мотив как удовлетворённость.

Система мотивов или направленность личности, определяет активность личности и избирательность её отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной среды.

Кроме мотивов Е.П. Ильин предлагает ввести в поле направленности личности мотиваторы как психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие человеком решения. Выделяют следующие группы мотиваторов:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика
Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы. Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям ...

Психоогическая диагостика аутичного ребенка
Ранняя диагностика аутизма имеет большое значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной сфере зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Еще в 1978 году М.Раттером были сформулированы диагнос ...

Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами
Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией ...