· дивергентное мышление;
· оперативность ума;
· богатое воображение;
· гибкость мышления и действий;
· способность рисковать;
· высокие эстетические ценности;
· реалистическая «Я - концепция»;
· развитая интуиция.
В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки:
-богатый словарный запас;
-перенос усвоенной информации в другие области;
-организация информации;
-чувственность к противоречиям;
-использование альтернатив при принятии решения;
-критичность мышления;
-высокая любознательность.
В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через:
· эмпатию;
· толерантность к другим мнениям и действиям;
· склонность к самоанализу;
· чувство юмора;
· соревновательность;
· уверенность в своих силах;
· наличие внутренней мотивации.
Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общими способами стимулирования творческой активности являются:
1. обеспечение благоприятной атмосферы деятельности;
2. обогащение окружающей среды разнообразными стимулами;
3. поощрение высказывания оригинальных идей;
4. обеспечение возможностей для упражнений в новой деятельности.
Личность с позиций системного подхода (системнодеятельностный)
В качестве исходной позиции изучения природной и социальной детерминации личности представители этого подхода опираются на теорию деятельности. Личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений. Формирование личности есть динамический процесс, осуществляющийся лишь при вхождении в цивилизацию. Личность – сверхчувственное системное качество, формируемое в процессе социализации человека. Предпосылками её формирования являются как принадлежность к человеческому роду, так и внешние обстоятельства. В данном подходе осуществляется:
- чёткое разделение понятий индивид и личность;
- выделение предметной деятельности как системно-образующего основания личности. Именно в деятельности реализуются объективные общественные отношения человека;
- предлагается новая схема детерминации личности, в которой индивидные свойства выступают как органические предпосылки развития личности, общество служит источником личностного развития, противоречия в системе предметной деятельности выступают как движущая сила развития личности. (А.Г. Асмолов)
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причём с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Другое по теме:
Специфика архаического сознания
Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм(лат. "душа") — одушевление природы. Не выделяя себя из ...
Сущность
понятия «воля» и «произвольное поведение»
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков[1].
Задачей воли является управление со ...
Метод репликации в психологических исследованиях
Повторение классических исследований в современных социокультурных условиях представляет собой способ прослеживания особенностей изменения и развития различных психологических характеристик в зависимости от измененной исторической ситуаци ...