Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная с середины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общих школьных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того, проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные для формирования адаптивного поведения в школе.
Наиболее информативный результат дает анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
.[11]
Материал
: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:
умный сильный здоровый
сильный веселый хорошо учится
аккуратный здоровый веселый
хорошо учится умный аккуратный
красивый аккуратный сильный
здоровый хорошо учится красивый
веселый красивый умный
Порядок проведения
. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
ц.о. |
со. | |
Аккуратный (-ая) |
XX |
X |
X |
XX |
4(2) |
2 | ||
Веселый (-ая) |
XX |
X |
XXX |
2(2) |
3 | |||
Здоровый (-ая) |
X |
X |
X |
X |
XX |
3 |
1 | |
Красивый (-ая) |
XX |
X |
XXX |
2(3) |
3 | |||
Сильный (-ая) |
XX |
X |
XX |
X |
2(1) |
2 | ||
Умный (-ая) |
XX |
X |
XXX |
4(1) |
0 | |||
Хорошо учится |
XX |
X |
X |
XX |
4(3) |
4 |
Другое по теме:
Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной р ...
Психологические характеристики внимания
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществлени ...
Заключение.
Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма н ...