История исследования личности

Психология ребенка » История исследования личности

Страница 4

Немецкий психолог Вильям Штерн он выработал теорию персонализма. Наибольший интерес у него вызвали исследования психического разви­тия детей.

Штерн был одним из первых психологов, поставивших своих исследова­тельских интересов анализ развития личности, закономерностей ее формирования было главной задачей персонализма. Штерн считал, что личность - самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно дей­ствующая целостность. Психическое развитие - саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, игра служит, не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. Развитие Штерн понимал как рост, дифференциа­цию и преобразование психических структур. Психическое развитие имеет тенденцию к самосохранению. Существует индивидуальная нормативность характеризующая конкретного ребенка. Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир прида­вая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. Ребенок стара­ется взять из среды все, что соответствует его склонностям. Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают про­цессу социализации и развитию рефлексии. Вильям Штерн повлиял прак­тически на все области детской психологии (от изучения коллектив­ных процессов до личности, эмоций, периодизации детского развития). Большое внимание оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию. Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. По их мнению, картина личности предстает фрагментарной и конструирует­ся либо как, система реакций", либо как набор "измерений", агентов типа Я.

Оно и Сверх - я, ролевых - стереотипов. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвевающейся. Он одним из первых заговорил об уни­кальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуа­лен, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей. Олпорт считал, что равновесие является смертью для личности. Равновесие, ускоренность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. Самое ценное в психике - ее самость, ее, ее стремление к самораз­витию. [3, с. 35]

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Маслоу выделял наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностной рост. Описывая самоактуализирую­щуюся личность Маслау говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира.

Роджере в своей теории личности развернул систему понятий, где люди мс могут создавать и изменять свои представления о себе. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Род­жерса. Он считает, что опыт, который возникает у человека в процессе жизни, индивидуален и уникален. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Он настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гиб­кой, меняющейся в зависимости от ситуации. Личность изучалась с древних времен, исследования личности проводит­ся и в наше время, а особенный интерес у психологов вызывает фор­мирование личности у детей дошкольного возраста и те факторы, кото­рые влияют на формирование личности.

Одним из главных компонентов личности является самооценка, которая будет рассматриваться позже.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Особенности социально-психологического типа личности подростка.
Конформный тип личности: 1. В сфере отношения к людям: а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем 6удут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлеч ...

Метод корреляций
Не со всеми проблемами можно справиться экспериментальным методом. Существует множество ситуаций, когда исследователь не может контролировать, какие испытуемые попадают в те или иные условия. Например, если надо проверить гипотезу, что лю ...

Фотография как репрезентация личности
Проблема взаимосвязи внешнего и внутреннего, телесного и духовного существует с самых древних времен. Особенности психики человека и строения его организма обуславливают огромный познавательный интерес, направленный на изучение собственно ...