Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Психология ребенка » Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Страница 1

Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений че­рез общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ре­бенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошколь­ного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрас­те развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. [14, с.81]

Е.Рогов говорит о том, что внутренний мир личности ее самосознания Всегда были в центре внимания.

Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих. В иссле­довательских работах Б.Г. Ананьевой, Л.И. Ботович, А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей, Е.В. Шороховой проанализировали вопрос о становлении самосознания в проб­леме развития личности. Исследования А.А. Бодалева заострили внима­ние в связи познания других людей и самопознания. А.Г. Спиркин дал по­нятие "Под понятием "Я" имеется личность, освещенная светом свое­го собственного самосознания "Я" - это самоконтрольная сила духа. И.И. Чеснокова в структуре самосознания выделяет три взаимосвязан­ных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притя­зания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.

В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. При об­мене оценочным к воздействиями возникает определенное отношение к Другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать се­бя с товарищами. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относят­ся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзы­ваться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). Стар­ший дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво, стремить­ся быть хорошим, выделиться. С возрастом самооценка у ребенка ста­новится правильной. В 5 - 7 лет дошкольники обосновывают положитель­ные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в раз­ных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков, они начинают объяснять собственное поведе­ние, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. Старшего дошкольника интересуют и некоторые пси­хические процессы, происходящие в нем самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих умений и ка­честв, представление себя во времени, открытие для себя своих пере­живаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком са­мого себя, возникновение "личного сознания". [29, с. 125]

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень при­тязаний. Под уровнем притязания понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошколь­ном возрасте по следующим направлениям:

1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная само­оценка.

Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте.

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Взаимодействие человека и информационной среды
Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вво ...

Допроцессуальныи этап формирования материала показаний
Получение, накопление и обработка информации. Формирование материала будущих показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на стадии получения, накопления и обработки информации начинается с ощущения и восприятия, физиол ...

Причины профессиональной деформации личности
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: " .Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполне ...