Проблема "Я" в психологии и философии

Материалы » Психология самосознания » Проблема "Я" в психологии и философии

Страница 2

Кризис "аналитической интроспекции" наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы "элементов", которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те "первоэлементы", к которым сводилось в "аналитической интроспекции" наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные "части" как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую "аналитическую" установку наблюдателя на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю "сырой" эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

Я-физическое, являясь продуктом самосознания, представляет собой один из компонентов Я-концепции человека. В свою очередь, Я-концепция (различение Я и не Я) входит в структуру сознания (наряду с со-знанием, целеполаганием и отношением).

Необходимость гуманизации образа человека, который обеднен и упрощен практической реализацией биологически ориентированных теорий, привела к возникновению психологических представлений о формировании Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, а описательную составляющую Я-концепции называют Образом Я.

Я-концепция, как правило, рассматривается в трех подструктурах: когнитивной (качества, способности, внешность, самосознание), эмоциональной (самоуважение, себялюбие, самоуважение) и оценочно-волевой (самооценка, уровень притязаний).

Каждая из названных выше подструктур (в нашем случае - самосознание) может быть аналитически рассмотрена в целом ряде модальностей: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-перспективное, Я-фантастическое, Я-зеркальное, Я-физическое.

Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). В Я -концепции З. Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений , с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации и т.п.), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.

Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. Теоретической основой экспериментальных исследований самосознания, его структурной организации, понимания источников развития выступают методологические принципы личностного подхода, единства сознания и деятельности, принцип развития и другие.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте как результат самопознания выступает система знаний личности о себе, а в эмоциональном как результат самоотношения, - устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые авторы, не ограничиваясь выделением в самосознании когнитивной и эмоциональной компоненты, добавляют к последним саморегуляцию.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эмоции и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", " ...

Взаимодействие человека и информационной среды
Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вво ...

Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную с ...