Психология труда
(в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда.
В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.). Традиционно и достаточно долго психология труда была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала в целом и эффективности его профессиональной деятельности в частности.
Во многом такая парадигма науки определялась не только уровнем технического оснащения производства, транспорта, долей физического и механизированного труда, уровнем образования исполнителей, но и господствующей идеологией, моделями человека (например, модель «X» по Мак-Грегору), доминирующими стереотипами управления («человек — винтик», «незаменимых людей нет» и т. п.).
Следовательно, в сферу внимания ученых входили антропометрические, физические, физиологические и психофизиологические функции, психические и — шире — функциональные состояния, подготовленность, профессионально важные качества в широком смысле, профессиональная пригодность отдельного человека соотносительно с жестко заданными параметрами «техники», функциональными требованиями к субъекту труда. Такова была постановка социального запроса. Решать нужно было задачи, следующие из него. Лишь в 1950-е гг. психология прямо заявит о становлении нового подхода, о своем новом состоянии — состоянии зрелости, названном «гуманистическая психология».
Если кратко охарактеризовать и определить один из наименьших «масштабов» нашей дисциплины, то психология труда (в узком смысле), это — наука, изучающая изначальные процессы, порождаемые системой «субъект-объект» и основные характеристики обоих компонентов этой системы. Системы труда — профессии типа «человек-человек» в дальнейшем будем считать частным случаем системы «субъект-объект». Принципиальные различия многих процессов при субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях являются предметом исследования других дисциплин и обстоятельно изучаются социальной психологией, психологией управления и др. В контексте нашей дисциплины это — частные случаи, на особенностях которых мы не будем специально останавливаться.
Более развернуто изложение содержания психологии труда в узком смысле представлено в тринадцати главах настоящего пособия. В данном же разделе для иллюстрации ограничимся лишь одним примером.
На некоторых рабочих местах трудового поста «хирургия», предполагающих многочасовую (4-6-8 часов) напряженную совместную профессиональную деятельность без перерывов, хирурги старшего возраста (предпенсионного и послепенсионного) не только работают более качественно, но и легче переносят многочасовые операции, чем их более молодые, полные сил и здоровья коллеги (!). Это — лишь один из «парадоксов», входящих в сферу изучения предмета психологии труда.
Итак, в широком смысле психологией труда
будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее «системообразующего фактора».
В узком смысле психология труда
есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.
Два вышеприведенных определения будем считать не абсолютной истиной, а рабочими понятиями, позволяющими более корректно раскрывать и описывать факты, процессы, тенденции, закономерности изучаемой нами области действительности.
Другое по теме:
Определение внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активно ...
Бессознательное проявление в психике и поведении человека
Психика человека это не только сознание, но и бессознательное. Сознание и бессознательное работают в режиме гармонического единства: в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанног ...
Психологические аспекты принятия управленческих
решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как ...