Инженерная психология

Страница 3

Рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте, в быту, не мог не привлечь внимание ученых. Если в Англии в 1946 г. смертность в результате несчастных случаев в два раза уступала смертности от инфекционных заболеваний, то в 1961 г. она в три раза превысила смертность от инфекционных заболеваний. В США в 1960-1970-х гг. на производстве ежегодно погибали около 14 тыс. человек и получали увечье около 2,3 млн, на транспорте — соответственно — 45 тыс. и 2 млн человек. В целом в связи с использованием машин, оборудования, технических устройств в мире травмировались более 10 млн человек, погибали около 500 тыс.

Высокая текучесть кадров — третья серьезная проблема. В СССР в 1960-1970-х гг. текучесть кадров в промышленности и строительстве колебалась от 4 до 70%, в среднем составляя около 30%. Помимо этого серьезным препятствием на пути повышения производительности труда вопреки ожиданиям инженеров-разработчиков явились «психологические барьеры» и пассивность рабочих на участках, где внедрялись станки с программным управлением, гибкие производственные системы и другие современные технологии. Внедрение новой техники не вело автоматически к изменению культуры труда работников, к стремлению повышать свою квалификацию; около половины изготовленных роботов не нашли своего применения.

Рост числа нервно-психических заболеваний был назван «индустриальным стрессом». По данным Всемирной организации здравоохранения, в этот период в 65 промышленно развитых странах мира на учете в психоневрологических учреждениях состояли от 72 до 80 млн психических больных, а прямые денежные затраты, связанные с их лечением, исчислялись суммой в 30 млрд долл. По мнению экспертов, значительная часть этих заболеваний была обусловлена темпами роста и особенностями организации современного производства

Основной целью эргономики является безопасность труда. В 1970-1980-х гг. в СССР субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) доминировали над объективными (неисправность техники), в среднем составляя: 22% тяжелых несчастных случаев — нарушение технологии самими работниками, 19% — грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшими, 16% — плохая организация рабочего места, 7% — неисправность оборудования, 4% — плохая обученность персонала.

Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧТС. Согласно специальным исследованиям, проведенным в середине 1980-х гг., уже через 15 мин работы за экраном компьютера у человека наблюдалось утомление глаз и расстройство цветового зрения. Существенное и стабильное повышение эффективности труда операторов обеспечивалось уже изменением соотношения яркости экрана и окружающего пространства с 3 : 1 до 5 : 1, увеличением размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижением силы удара по клавише до 25-150 г, уменьшением длины пробега клавиши до 1-4 мм и т. д.

Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда. Она предполагает: оптимальную интенсивность, напряженность труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности, повышение качества общей и профессиональной подготовки работников и др.

В совокупности обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:

1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.

2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Социальная ситуация развития младенца.
Социальная ситуация развития - это система взаимоотношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития младенца. Она заключается в полной слитности мамы и ...

Психофизическое развитие подростков
Структура личности подростка В ней нет ничего устойчивого, Окончательного и неподвижного Все в ней – переход, все течет. Л.С. Выготский Эпиграфом собрания стали слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого наз ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4] Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в т ...