Организационная психология

Страница 2

2) сложность, связанная со степенью дифференциации (специализации и разделения труда, уровни иерархии управления, территориальное распределение подразделений);

3) формализация как выражение потребности в структурированном контроле (изложенные в письменной форме правила и процедуры, выступающие ориентирами и критериями поведения и деятельности всех сотрудников);

4) рациональность как форма упорядочения социотехнической системы, основанная на логике деятельности, научном знании и здравом смысле, ориентирующая сотрудников на решение собственных задач, способствующих достижению общей цели;

5) иерархическая структура, отражающая различие властных полномочий на разных управленческих уровнях;

6) специализация как типы объединения отдельных видов деятельности, выполняемых разными сотрудниками.

Специализация выступает в двух формах — как разделение труда на предельно простые элементы и как специализация, предполагающая формирование комплексов уникальных знаний, умений и навыков.

Современная организация: компоненты и структура

Очевидно, что такая сложная система, как современное предприятие, может рассматриваться в разных научных подходах, порою с использованием выразительных аббревиатур — SOB (Situation — Organizm — Bechavior), IS (strategie, structure, staff .), 1M (money, management, marketing ?). Но подобная символическая завершенность анализа отражает не столько сущность социальной организации, сколько служит учебно-дидактическим целям — простоте и выразительности формы изложения материала, оптимальности его частей (миллерово число 7 ± 2). Сама структура организации часто понимается умозрительно. Роль и статус отдельных компонентов нередко более обусловлен не их действительным «весом», а методологической позицией исследователя.

Примем как условность ограниченное число обсуждаемых в учебной литературе компонентов организации. Один из вариантов системного цодхода — «принцип У. Парето (80:20)» утверждает, что небольшая доля ключевых компонентов системы определяет ее эффективность в целом; контроль 20% значимых составляющих позволяет управлять системой в целом.

Таким образом, представление организации как ограниченного состава основных компонентов имеет некоторые достоинства. Вместе с тем в последние два десятилетия намечается тенденция рассматривать организацию как биосоциальную систему,

отражающую как некоторую неадекватность простых схем анализа, так и стремление ученых использовать более разработанные и более сложные модели, апробированные в других научных дисциплинах, в биологии в частности. Динамичность современного общества и производственных технологий, развития отдельных организаций и самого человека указывает на возможность и эвристическую ценность привлечения таких аналогий и рабочих понятий, как рождение, зрелость и старость организации, оптимальные, экстремальные и субэкстремальные режимы функционирования, ассимиляция и диссимиляция, внешняя и внутренняя среда.

Компоненты организации

Системный подход к организации как социальной системе предполагает выделение и анализ основных компонентов, ее образующих, а также взаимосвязей между ними. Нельзя не отметить эмпиризм многих классификаций. В литературе по организационной психологии в качестве компонентов организации нередко называют разнопорядковые реалии, объективные и субъективные феномены, допускающие возможность использования разных оценочных шкал для их анализа. Часто в качестве основных называют следующие составляющие: структура, технология, персонал, задания (трудовой процесс) оперативное ядро, стратегический апекс, или высшее руководство, средняя линия (менеджеры среднего и низового звена), техническая структура (способствующая внутренней координации деятельности), вспомогательный персонал; структура, технологии, финансы, управление, персонал.

Под структурой

организации понимается ее архитектоника, структурные компоненты, их соотношение, типы связей между ними, степень жесткости организационной конфигурации. В такой сложной системе, как социальная организация, можно различить разные структуры — формальную, неформальную, внеформальную, технологическую, институциональную. Например, под формальной структурой

понимается «совокупность предписанных ролей и взаимоотношений,распределение функций между отдельными подразделениями, распределение власти, между формальными подразделениями и формальная коммуникационная сеть». Под технологиями

понимают:

♦ совокупность приемов преобразования предмета труда (сырья, информации, человеческих ресурсов) в конечные продукты и услуги;

♦ механизм деятельности организации по преобразованию предмета труда в результаты, являющиеся целью деятельности организации.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в ...

Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии
Как отмечают известные судебные деятели, искусство судебного следствия гораздо сложнее, чем искусство произнесения судебной речи. (Да и сама судебная речь может быть основана лишь на фактах, установленных в судебном следствии.) Допрашивае ...

Причины механизмы возникновения рда и существенные признаки рда
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может ...