Традиционно профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь».
Изменение государственного устройства России, структурные изменения в экономике, появление института безработных в начале 1990-х внесли серьезные коррективы в ранее сложившуюся практику. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах среднего и высшего профессионального образования, часть — в системе региональной службы занятости, часть — в системе краткосрочной подготовки и переподготовки, в том числе — на базе первого высшего образования, часть — в системе корпоративного обучения. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования — на всю жизнь к образованию через всю жизнь». (Более обстоятельно эти вопросы будут рассмотрены в главе 12.)
Ключевой момент профессионального обучения — посредничество опытного профессионала в овладении субъектом определенной профессией. К концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве объективно появляется чаще. Соответственно все более увеличивается и число необходимых специалистов-посредников, специализирующихся в разных предметных областях, спектр которых также постоянно расширяется. Профессиональное развитие работника уже немыслимо без его личностного развития, его развития как индивидуальности, без разработки новых средств, форм, методов обучения. В связи с расширением возрастных границ обучающихся актуализируется роль новых педагогических дисциплин — андроло-гии, андрогогики, акмеологии.
Вместе с тем все жестче заявляют о себе «прозаические» факторы и критерии профессионального обучения — как отражение позиции руководителя, предпринимателя, хозяина предприятия: целесообразность обучения именно этого, а не другого работника, продолжительность, сроки и форма, стоимость и др.
Формально сущность профессионального обучения как раздела науки можно обозначить как дополнение исходной формулы психологии труда как системы «субъект-объект» в более развернутую форму: система «субъект - [субъект - социальная среда - объект] х и».
Все психологические научные дисциплины, имеющие единые генеалогические корни, все составляющие психологию труда в широком смысле, все дисциплины, выступающие как ее компоненты, испытывают на себе сходные воздействия социума и отвечают на них дальнейшим дифференцированием на более узкоспециальные научные дисциплины. Эти дисциплины отличаются все большей специализацией и конкретизацией предмета своего исследования и изучают группы отдельных процессов в системе «субъект трудовой деятельности - объект - среда - социум».
Во всех дисциплинах, выросших из «корня» психологии труда в конце XX в., наблюдается тенденция переосмысления и расширения первоначального предмета исследования, изучения его все в более широком социальном и культурном контекстах.
В процессах развития и взаимодействия научных дисциплин о труде очевидно проявляется та особенность диалектики отношений разных «разделов», «подходов», «направлений», «явлений» реальности, которая когда-то была названа К. Марксом двойственностью качественной определенности. Основной смысл этого явления в том, что сравнительно независимые, равноправные, автономные системы в определенных ситуациях могут входить друг в друга как в доминирующую систему на правах подсистемы и рассматриваться наукой как таковые. В других ситуациях отношения этих же систем могут быть иными.
Интегральный характер психологии труда как сущностная характеристика устойчиво транслируется в ее «дочерние» ветви и далее — «внучатые» научные дисциплины о труде как процессе и человеке как его субъекте. Скорее, в этой устойчивой особенности дисциплин о труде проявляется научная рефлексия объективной сложности феномена «труд», интегрирующего в себе происхождение человека и его историю, экономику и культуру исторической эпохи.
Другое по теме:
Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желат ...
Причины механизмы возникновения рда и существенные признаки рда
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может ...
Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельности
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание проти ...