Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи

Материалы » Психология трудовой экспертизы » Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи

Страница 1

Экспертиза

(от лат. expertus - опытный), исследование (расследование, анализ) специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. с целью вынесения заключения.

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д.

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;

2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;

3) на какой работе данного человека лучше использовать;

4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности: 1. Предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-либо другим причинам.

2. Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда.

3. Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу.

4. Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других — проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в третьих — осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы — взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы — личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности свидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т. е. заниматься психопрогностикой, — задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Рабочий коллектив как форма организации малой группы, его психологическая характеристика
Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы. Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям ...

Формирование самосознания
Формирование эстетического сознания общества - основная задача. Современное российское общество отличается от западного тем, что у подавляющего большинства русских людей отсутствует эстетическое чувство, т.е. чувство восприятия прекрасног ...

Развитие психологии в эпоху Возрождения
В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральн ...