. Предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции
. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора»[4].
Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относят следующие[5]:
- диагностику проблемы;
- формулировку ограничений и критериев для принятия решений;
- выявление альтернатив;
- окончательный выбор.
По мнению А.Г.Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные, так как они связаны со сбором информации
и ее распределением и соотнесением. Руководители высшего звена вообще предпочитают информационный тип власти. Первые гипотезы и модели, являющиеся по сути информационными возникают именно на ранних этапах управления. «Первый, начальный этап – это осознание проблемы .Для того, чтобы осознать проблему необходимо иметь много качественной информации.
Вторая стадия – сбор всей информации. Для того, чтобы выяснить причины трудностей или для того чтобы ставить новые вопросы, необходимо иметь информацию, как внутреннюю, касающуюся объективных факторов, так и внешнюю – опыт родственных предприятий, научные данные по организации труда и управления, технологии, экономике и т.д .
Третий этап решения – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это модель возможного решения, предварительное решение, принимаемое на основе первичной информации».[6]
Для оптимизации процесса принятия решения используются коллективные
формы работы. Предпосылками эффективности в этом случае являются сложившиеся в группе навыки рефлексии
, то есть отражение и осознание того, что происходит в процессе совместной деятельности. Рефлексируются роли партнеров, их отношения, промежуточные результаты в отношении с поставленной задачей, условия самой задачи. За счет рефлексии удается повысить эффективность реализации всех этапов выработки решения, компенсировать проявления неоптимального стиля отдельных участников, сгладить влияние их индивидуально-психологических особенностей.
«Преимущество группового принятия решения заключается:
- в лучшем понимании существа проблем и путей их решения;
- в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность;
- в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества;
- в росте самосознания, самоутверждении членов коллектива;
- в возможности оптимально совместить цели индивидуума, группы и организации в целом»[7].
«Однако следует помнить, что групповые решения имеют и отрицательные моменты: они открывают достаточно широкое поле для возникновения взаимного непонимания, дезинформации, групповых стереотипов, ложной групповой солидарности и др . Так, что принятие групповых решений в совместной управленческой деятельности совсем не однозначно оптимально».[8]
Другое по теме:
Общая классификация толпы
«Волки бродят стаями, овцы – стадами.
Цели разные, но суть одна».
Изотов Сергей
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций тол ...
Роль учителя и значение семьи в процессе предупреждения дезадаптации
Положительные эмоции которые ребенок испытывает при обучении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе. и здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глаза ...
Понятие психологического стресса
Термин «стресс» (от английского stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоя ...