Особенности профессиональной деятельности

Материалы » Психология формирования профессионализма » Особенности профессиональной деятельности

Процесс социального взаимодействия - это постоянный процесс понимания себя и других, управления собой и другими. Эти составляющие играют особую роль для представителей профессий «человек – человек», так как им приходится перерабатывать большое количество эмоциональной информации. Понимание и управление своими эмоциями и чувствами других людей, умение правильно выстраивать свои взаимоотношения, способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми определяется сегодня как высокий эмоциональный интеллект (EQ). При этом, понимание эмоций других людей и управление ими определяется как межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), а понимание собственных эмоций и управление ими – как внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ). Очевидно, что такой подход к исследованию эмоционального интеллекта предполагает взаимосвязь его составляющих с различными личностными характеристиками. Согласно новейшим данным доля IQ в жизненном и деловом успехе человека составляет около 20%, доля EQ и везения – около 80%. Благодаря IQ человек устраивается на работу, а благодаря EQ – делает карьеру. На основании литературных данных можно предположить, что одним из важных компонентов эффективности деятельности представителей профессий «человек-человек» является высокий уровень эмоционального интеллекта, который определяется такими характеристиками как ассертивность, ориентация на одобрение, активная стратегия достижения цели. При этом, выраженность МЭИ и ВЭИ зависит от содержания профессиональной деятельности. В качестве объекта исследования были выбраны две группы испытуемых - студенты-выпускники, обучающиеся по специальности «Менеджмент» (36 человек) и студенты-выпускники, обучающиеся по специальности «Психология» (36 человек). Всего было обследовано 72 человека.

Процедура исследования включала использование следующих методик – методику оценки эмоционального интеллекта Н. Холла, тест на ассертивность, тест на диагностику социальной эмпатии, методику диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна, методику диагностики стратегий достижения целей. Обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета SPSS 13.0 и программы MS Excel. Сравнение результатов производилось при помощи статистического анализа, подсчитывались дисперсия распределения, U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, t-критерий Стьюдента.

Сравнение результатов выявило, что испытуемые обеих групп характеризуются схожими показателями по тестам на диагностику социальной эмпатии и ассертивности. Не выявлено также достоверных различий между двумя группами испытуемых и по тесту «Диагностика самооценки мотивации одобрения». Однако, сравнение полученных результатов свидетельствует о наличии достоверных различий между испытуемыми двух групп по трем шкалам методики Н. Холла: «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» и «распознавание эмоций других людей». У менеджеров отмечаются более высокие показатели по первым двум шкалам (p≤0,05), у психологов – по шкале «распознавание эмоций других людей» (p≤0,05). Результаты теста «Диагностика стратегий достижения цели» свидетельствуют о преобладании у менеджеров активно-пластичной стратегии достижения целей, у психологов – пассивной (p≤0,05). С учетом полученных результатов был разработан и апробирован на группе студентов-психологов тренинг «Управление эмоциями», основная цель которого - развитие внутриличностной составляющей эмоционального интеллекта. Повторное тестирование участников тренинга по выбранным методикам выявило достоверное улучшение показателей по шкалам «эмоциональная осведомленность» и «управление своими эмоциями» (p≤0,05).

Другое по теме:

Обратная связь в деловом общении
В связи с этим особую актуальность и значимость приобретают исследования делового общения, раскрывающие специфику взаимосвязи характеристик партнеров по общению и особенностей их взаимодействия. Вместе с тем вопросы о соотношении особенн ...

История учения о стрессе
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих. Следует заметить, что понятия «теория» и «модель» ...

Вывод
Во время занятия группы социально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развив ...