Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка

Материалы » Психология человека » Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка

Страница 2

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий и обозначает конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось с древних времён и в данный момент насчитывает множество различных концепций, теорий и их классификаций.

Б.В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие.

Одной из наиболее распространённых теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Создателем этой теории является Зигмунд Фрейд. Учёный полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врождённые и бессознательные явления. Психика, по Фрейду, состоит из трёх слоёв – сознательного, предсознательного и бессознательного. Им выделены следующие структуры личности: ид, эго и суперэго. Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врождённые влечения, которые стремятся к своем удовлетворению. Вторая структура личности – эго – тоже врождённая. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая своё «я» до объёма эго. Третья структура личности – суперэго. Она формируется в процессе жизни ребёнка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием суперэго.

Последователи Фрейда, К.Юнг и А. Адлер несколько отмежевались от учителя. Основной причиной разногласий между ними была фрейдовская идея пансексуализма. Теория Юнга получила название «аналитическая психология». По мнению учёного, в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Юнг разработал сложную структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений). Психолог предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки – экстраверсия, интроверсия; по доминирующей функции – мышление, чувство, ощущение или интуиция. Адлер является основателем индивидуальной психологии. В своём учении он отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Учёный считал, что между сознательным и бессознательным нет жёсткой границы. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Наиболее яркими представителями неофрейдизма являются К.Хорни и Г.С. Салливан. Карен Хорни полагала, что основа сущности человека состоит во врождённом чувстве беспокойства. Неврозы, сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлены противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего во взаимоотношениях между родителями и детьми. Салливан избрал объектом исследования личность как продукт совместной деятельности субъектов, так как она является моделью межличностных отношений, характеризующих человеческую жизнь. Основными механизмами развития личности учёный считал потребность в нежности и ласке, а также стремление избежать тревоги.

Представителями теорий гуманистической психологии являются К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт. Ведущий представитель данного направления Карл Роджерс в качестве ядра личности рассматривал «Я - концепцию», представленную динамикой соотношения «Я – реального» (система представлений и оценок самого себя) и «Я – идеального» (то, каким человек хочет быть). Роджерс разработал недирективную психологию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов и избегать оценок поведения, а актуализировать творческие способности клиента. Г. Олпорт является разработчиком теории черт. Согласно этой теории, люди отличаются по набору и степени развития независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строго её обследования, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате о её врожденности и универсальности. Учёный дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, - независимости, креативности, философского мировоззрения и других. В дальнейшем видоизменил свою модель на основе идеи о качественном различии двух классов потребностей: потребностей нужды и развития.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психология малой группы
Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам: - по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачива ...

Фрустрация как состояние и виды реакций на неё
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализовать м ...

Развитие воли в подростковом возрасте
Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы по ...