Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью.

Материалы » Психология эмоций » Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью.

Страница 3

Личность - это мотивационная-эмоциональная и организующая поведение сфера психики, включающая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают в эмоциях состояние организма. Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека. Биосоциальная сущность личности признается большинством зарубежных и рядом современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.). Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что, по крайней мере на 40% – 50% основные черты личности определяются генотипом (Р. Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.). С учетом этих результатов можно уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся.

Структура личности. В личности есть как наследственно заданные, так и прижизненно образующиеся под одновременным влиянием особенностей внешней среды и внутренних факторов блоки. В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта - аппарат программирования, принятия решений и контроля поведения.

Мотивационно-эмоциональный отдел содержит у взрослого человека пять блоков: четыре мотивационных - Базовая личность, Я-личность, Ситуативная личность, Инструментальная личность (значимый опыт), - и блок Эмоций. Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу. Стержневым блоком здесь является Базовая личность, состоящая в свою очередь из следующих основных компонентов: базовые физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения (склонности). Базовая личность является фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности. Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются иерархии различных, конкретизирующих общую направленность, мотиваций.

Прижизненно образующиеся мотивации, подчиненные Базовой личности, представлены следующими блоками. Блок Я-личности – его составляют относительно устойчивые и обобщенные отношения Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции, Я-Мир-концепции. Он включает также долговременные мотивы и задачи. Блок Ситуативной личности - это образуемые здесь и теперь ситуативные намерения и цели, самооценки и притязания. Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения стремлений и целей личности конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е. это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы механизмов Исполнительной психики. Он во многом образуется под влиянием факторов обучения, воспитания и собственной субъектной активности. Значимость воспринимаемой информации определяется и присваивается изнутри, со стороны актуальных потребностей и целей. Богатый значимый инструментарий облегчает работу Субъекта по организации более оптимального поведения.

Блок Эмоций – это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их осуществления или неосуществления) и организма в целом. Существует набор первичных, заданных наследственно, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни образуются более дифференцированные и опосредствованные эмоциональные переживания. Любое личностное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.

Все компоненты структуры личности непрерывно взаимодействуют друг с другом, и через Субъекта - с Исполнительной психикой - с блоками сознания, познания, психомоторики и речи. Вся эта психическая система непрерывно взаимодействует с остальным организмом (телом) и окружающими природными и социальными средами, с Миром в целом.

Итак, личность является главной управляющей и регулирующей частью психики. Субъект – отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально прописаны блоки Базовой личности, Субъекта и базовых Эмоций. В онтогенезе идет как биологическое созревание некоторых составляющих Базовой личности, механизма Субъекта и механизмов Исполнительной психики, так и образование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга степенью обобщенности своей направленности - от метанаправленности потребностей Базовой личности до конкретных образований Инструментальной личности.

Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Экспериментальные основы психологии установки
Иллюзия объема. Возьмем два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета, скажем два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по весу, но по объему и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если ...

Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве
Одной из основ теории Л.С. Выготского является тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Л.С. Выготский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожд ...

Особенности общения ребенка с родителями в дошкольном периоде
Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама-папу ...