Этнические стереотипы

Материалы » Психология этнических групп » Этнические стереотипы

Страница 1

Этнические группы не являются изолированными, они более или менее общаются между собой. На это взаимодействие сильное влияние оказывают так называемые «этнические стереотипы». У одной этнической группы есть свой созданный определенный образ других групп. Эти имиджи формируются благодаря так называемому процессу «стереотипизации». Признавая себя как члена определенной этнической группы, мы формируем психическую общность, опирающуюся на «чувство-мы». «Чувство-мы» - это осознание особенностей своей группы, отличия ее от других групп. Образ другой группы очень упрощается и сужается, он формируется, основываясь на опыте общения с этой группой, происходившего в прошлом. Этот образ и создает этнический стереотип.

Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.

Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:

· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,

· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,

определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.

Виды этнических стереотипов:

Позитивные ("немцы — трудолюбивые")

негативные ("русские — ленивые"),

автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),

гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

Особенности этнических стереотипов:

отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;

предельно устойчивы, но все же изменяемы;

не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;

· могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.

Стереотип всегда субъективный. Этот стереотип влияет на межгрупповые отношения и формирует этнические симпатии и антипатии. По констатации отличий от других групп часто переходят к их оценке. Таким образом, проявляется этноцентризм - склонность к осознанию всех жизненных явлений с позиции своей этнической группы, считаемой эталоном. Мы оцениваем других, смотря сквозь призму своей группы и используя принятые в ней критерии [5; 6].

В процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде формируются бессознательные комплексы - этнические константы

Этнические константы выполняют в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Они сами по себе не имеют содержательного наполнения, а включают в себя лишь «формальные» характеристики, то есть представляют собой определенную и постоянную на протяжении всей жизни этноса форму упорядочения опыта, которая в соответствии со сменой культурно-ценностных доминант народа в течение его истории получает различное наполнение. Этнические константы представляют собой систему в рамках которой строго определено их соотношение между собой. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. На ее основании формируются адаптационно-деятельностные модели человеческого поведения [5; 6].

Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир пробуждает ощущение тревоги.

Процветание этноса зависит от того, сколь хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем. Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и неспецифические.

Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этого угроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты — ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму "этническую картину мира".

Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего, очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие и структура характера.
Характер челове­ка представляет собой совокупность базисных черт лично­сти, от которых зависят устойчивые формы социального по­ведения, поступки человека, рассчитанные на оказание оп­ределенного влияния на других людей. Когда мы говорим ...

Нормативно – правовая база в организации социальной работы с детьми правонарушителями - в России
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударствен­ном, региональном и местном уровнях. И та, и другая тре­буют эффективн ...

Определение понятия «Риск»
Понятием «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить оче ...