Особенности младшего школьного возраста

Материалы » Психолого-педагогическая адаптация школьников » Особенности младшего школьного возраста

Страница 2

Первыйиз них – ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих – это этап «физиологической бури», продолжительность которого 2-3 недели.

На втором

этапе отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На третьем

этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание приходится на 10-15 октября.

Что же конкретного происходит с организмом в первые недели обучения?

Прежде всего отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнивать эти воздействия на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой недели обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособностей, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.

Наряду с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М. Александровской показали, что только 56% обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, и 14% - дети с нарушением форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так сказать гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане – это интеллектуальные, общительные, уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются организму, и психике ребенка, и поэтому так важно знать особенности психического развития младшего возраста.

С приходом в школу ребенок сталкивается с новой для себя деятельностью, которая становится главной. Если в игре, ведущей деятельности дошкольника важен сам процесс исполнения разных ролей, то в учебной деятельности важны результативность, обязанность и произвольность.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Технология профилактики и коррекции детских страхов.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы: 1. игра со страхом; 2. рисование страха; 3. вербализация страха (ска ...

Сравнительный анализ понятий «бизнес» и «предприниматель»
Понятийный аппарат у нас обновляется, много новых и забытых старых терминов устойчиво входят в оборот: предприниматель, бизнес, коммерция, биржа, аудит, маркетинг, менеджмент, приватизация, консалтинг, дилер, брокер и т.д., и т.п. Часто т ...

Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, ...