Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. На наш взгляд/решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей./'
Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т.д.). Одна из таких причин касается личностных особенностей самих родителей, результаты психологического изучения которых были нами частично представлены в статье "О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Начало изучению эмоциональных характеристик родителей больных детей было положено за рубежом. Большинство западных авторов описывают широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей аномальных детей (В.Caldwell, S.Guze, 1960; C.Davis, 1960; B.Goldberg, 1962; O.J.J.Leeson, 1961; H.Molony, 1971; K.Stevenson, 1968 и др.). Среди рассматриваемых проблем у исследователей вызывает интерес степень выраженности и длительности эмоционального стресса, тенденция к социальной изолированности и отчужденности таких семей, проблема стабильности семьи и изменившегося социального статуса родителей (H.Stone, 1948).
В нашей стране проблемы семьи аномального ребенка рассматривались в работах Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой (1998), В.А.Вишневского (1984, 1985, 1987), Б.А.Воскресенского (1975, 1976, 1979, 1985), Т.А.Добровольской (1989, 1991); А.И.Захарова (1974, 1982, 1988), И.Ю.Левченко (1984, 1986, 1989, 1991), Р.Ф.Майрамяна (1974, 1975, 1976, 1977, 1985), И.И.Мамайчук, В.Л.Мартынова, Г.В.Пятаковой (1989), Е.М.Мастюковой (1981,1990, 1991, 1992, 1993, 1997), А.И.Раку, О.Г.Комаровой (1996) и др. Однако эти исследования ограничивались лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции, предлагалось консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).
В своем исследовании Ткачева В.В. выделила три группы матерей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип, — которым оказались свойственны специфические индивидуально-типологические характеристики. Автор выделяет наиболее типичные особенности, характерные для каждой из выделенных групп.
1.Для родительницы невротичного типа характерны:
Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера. 2. Для матерей авторитарного типа характерны:
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться. своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов), стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;
Другое по теме:
Структура профессионализма в разнотипных профессиях
На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным. Ряд ученых считает, что «профессионализм» - это высокий, устойчивый уровень знаний, ...
Характеристика авторитаризма
Проблема авторитаризма и демократии в политической науке обсуждается уже почти полвека. За это время накоплен большой теоретический потенциал, выработаны методологические подходы к анализу этих феноменов. Однако и в теоретических моделях, ...
Понятие «одарённость»
Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в в ...