К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:
- классический аутизм Каннера (РДА);
- и варианты аутизма (аутические состояния разного генезиса).
Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющегося синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах.
Итак, можно выделить основные причины возникновения РДА
:
- это могут быть врожденные патологии нервной системы;
- ранние психические травмы;
- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;
- недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т.д.)
При не ярко выраженных проявлениях аутизма используют нередко термин парааутизм. Так, синдром парааутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при заболеваниях ЦНС, органов зрения, опорно – двигательного аппарата и внутренних органов.
Существенные признаки раннего детского аутизма.
Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития.
Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют следующие речевые нарушения:
- нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;
- Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;
- Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.
Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения.
В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.
Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции – избегание контактов.
Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него – «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям, таким как: бег по кругу, раскачивание и т.д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего – либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все - таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.
Другое по теме:
Специфические особенности психики и поведения подростков
В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть[11;3].
Подростковый возраст – период завершения детства, вырастания из него, перех ...
Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В ...
Экспериментальное исследование проявлений
девиантного поведения у подростков
На основании результатов теоретического анализа проблемы девиантного поведения, учитывая роль внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие подростков, была поставлена следующая цель: экспериментально изучить особенности девиантно ...