Разрешение конфликта предполагает конструктивное само-разрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными.
Методы диагностики и исследования конфликтов являются ключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показал, что используются практически все методы психологии, однако наиболее часто — лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики и тесты. Перспективы изучения конфликтов связаны с выбором в качестве единицы их анализа конфликтной ситуации.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятельность — целеполагание — когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия.
В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер.
Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:
· в трудовых коллективах;
· в научно-исследовательских коллективах;
· в деятельности правоохранительных органов;
· в воинских коллективах;
· в спорте;
· в среде осужденных;
· в педагогической деятельности;
· конфликтность семейно-брачных отношений.
Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности:
· в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);
· в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.);
· в подростковый период (Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева и др.);
· в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта.
Другое по теме:
Понятие «одарённость»
Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в в ...
Социальная ситуация развития младенца.
Социальная ситуация развития - это система взаимоотношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития младенца. Она заключается в полной слитности мамы и ...
Особенности психологии личности интересующего лица
Существуют следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности интересующего лица [8, c. 98].
1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и п ...