Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Материалы » Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте » Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Страница 1

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).

Социальная жизнь и привычки

Социальная жизнь юношей и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

· выбор друзей и партнеров;

· как часто юношам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

· чем юноша занимается;

· время отхода ко сну;

· с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что юноши никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи (Felson, 1984).

Ответственность

Наиболее остро родители критикуют юношей, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:

· выполнение хозяйственных работ по дому (Light, Неrtsgaard, 1985

· заработок и расходование денег;

· бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;

· использование семейного автомобиля;

· использование телефона;

· работа вне дома;

· использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.

Школа

Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:

· успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);

· школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.

Нередко давление на юношей в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями (Eskilson, Wiley, 1986).

Взаимоотношения в семье

Конфликты между родителями и юношами обычно возрастают при:

· инфантильном поведении юношей;

· общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах юношей с братьями и сестрами;

· сложных взаимоотношениях юношей с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.

Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли юноша на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости (Jurich, Schumm, 1987).

Нравственные ценности и мораль

Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:

· курение юноши, употребление алкоголя и наркотиков;

· языковые обороты, употребляемые юношей;

· лживость;

· сексуальная жизнь юноши;

· несоблюдение юношей законов, его неумение избегать неприятностей;

· посещение юношей церкви или воскресной школы.

Как видим, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения юноши. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь (Inazu and Fox, 1980).

Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст юноши. Начиная с пятнадцати лет, девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 16—17 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в семнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностью юношей, обычно обостряются по мере их взросления (Gehring, 1990).

Другим фактором, оказывающим заметное влияние на характер конфликта, является пол юноши. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы. Существенное влияние оказывает также и пол родителя. Как правило, юноши чаще сообщают о трудностях в отношениях с отцом, нежели с матерью; они чувствуют большую близость к матери (Rubin, 1982), которая вообще пользуется преимущественным влиянием на детей (Greene, 1990).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологические основы
Понятие «психический склад нации» – наиболее общая психологическая характеристика нации, ведь классическим определением нации является следующее: «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности яз ...

Потребность во сне.
Эта витальная потребность зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от ...

Определение сознания
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. Уже в ранние 20-е года проблема сознания нач ...