5. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия:
· организованность;
· уверенность;
· независимость;
· скромность;
· установка на сотрудничество;
· готовность к помощи;
· сочувствие;
· обязательность;
· владение техникой общения;
· чуткость; отзывчивость;
· заботливость;
· справедливость;
· искренность в общении;
· активность в совместной деятельности;
· общительность;
· последовательность;
· тактичность.
Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества:
· скептицизм;
· застенчивость;
· покорность;
· сверхконформность;
· переоценка своих возможностей;
· агрессивность;
· стремление к доминированию;
· самодовольство;
· обособленность;
· вспыльчивость;
· обидчивость;
· недоверчивость;
· подозрительность;
· робость;
· грубость;
· снисходительность;
· замкнутость;
· скрытность.
Профессиональное становление – это не только прогрессивное развитие, не только приобретения, но и потери. Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как выполнение конкретных видов труда не требует многообразных качеств и способностей личности, многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова).
Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:
· разнонаправленными онтогенетическими изменениями,
· возрастной динамикой,
· содержанием профессии,
· социальной средой,
· жизненно важными событиями и случайными моментами.
К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся:
· психофизиологические изменения,
· стереотипы профессиональной деятельности,
· стагнация профессионального развития,
· акцентуации характера,
· психологические защиты.
В настоящее время признаки профессиональных деформаций классифицируют по разным основаниям (Н.И. Наенко)[7]:
· по степени отклонения от социальной нормы;
· по степени выраженности делинквентного поведения в процессе исполнения социальной роли;
· по степени выраженности дисгармоний в развитии личности, превращающих субъектов в узких специалистов. Последний различают по:
· глубине деформированности личности;
· широте деформированности личности (глобальная или парциальная);
· степени устойчивости проявлений деформации: временная (случайная) или постоянная (закономерная);
· скорости наступления профдеформаций (на ранних стадиях профессиональной деятельности – на поздних стадиях).
Как отмечает Н.Б. Московина, на сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация личностно-профессиональных деформаций. Ею введен термин «третье состояние», заимствованный из медицинских и валеологических источников и означающий неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза[8].
«Третье состояние» - это возможность, подаренная природой для реализации механизмов по восстановлению утраченных ресурсов организма. С ее точки зрения, о «третьем состоянии» можно говорить как о предмете:
а) медицинских исследований (повышенная невротизация, риск сердечно-сосудистых заболеваний, астения);
б) валеологических исследований (низкая культура самосохранения, неумение вести здоровый образ жизни, превращение здоровья в средство достижения жизненных целей;
Другое по теме:
Психология опроса
В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника [35, c. 89].
Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опраши ...
Межличностные эмоциональные отношения и их виды
Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.
Воспитание детей и семейные отношения основан ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в т ...