Лечение депрессии

Факторы, определяющие эффективность психотерапии:

· Ожидания пациента

· Значение для пациента лечения и излечения

· Характер проблем или заболевания пациента

· То, на сколько пациент готов к сотрудничеству

· Ожидания психотерапевта

· Опыт психотерапевта

· Специфическое воздействие конкретных методов психотерапии

Критерии эффективности психотерапии:

· Устранение или компенсация болезненных симптомов

· Изменение отношения к себе

· Понимание собственной роли в возникновении конфликта

· Понимание психологических механизмов своего заболевания

· Повышение способности к восприятию нового реального опыта

· Повышение степени социальной адаптации

Когнитивная психотерапия

Выбрана для лечения когнитивная терапия, поскольку использует разнообразные когнитивные и поведенческие стратегии. Когнитивные техники направлены на выявление и проверку ошибочных представлений и дезадаптивных умопостроений. В ходе терапии девушка научается производить высоко специфичные операции, а именно:

1) отслеживать свои негативные автоматические мысли (представления);

2) распознавать взаимосвязи между собственными мыслями, эмоциями и поведением;

3) анализировать факты, подтверждающие или опровергающие его представления;

4) вырабатывать более реалистичные оценки и представления;

5) идентифицировать и модифицировать дисфункциональные убеждения, предрасполагающие его к искажению опыта.

Когнитивная терапия исходит из следующих общетеоретических положений:

1. Восприятие и переживание в целом представляют собой активные процессы, задействующие как объективные, так и интроспективные данные.

2. Представления и идеи являются результатом синтеза внутренних и внешних стимулов.

3. Продукты когнитивной активности человека (мысли и образы) позволяют предсказать, как он оценит ту или иную ситуацию.

4. Мысли и образы образуют «поток сознания», или феноменальное поле, отражающее представления человека о самом себе, мире, своем прошлом и будущем.

5. Деформация содержания базовых когнитивных структур вызывает негативные изменения в эмоциональном состоянии и поведении человека.

6. Психологическая терапия может помочь пациенту осознать когнитивные искажения.

7. Путем корректировки этих искаженных дисфункциональных конструктов можно добиться улучшения состояния пациента.

Различные вербальные техники необходимо использовать для того, чтобы понять, какая логика скрывается за теми или иными представлениями и умопостроениями пациента. Сначала девушке необходимо объяснить механизмы действия когнитивной терапии, после чего научить распознавать, отслеживать и записывать свои негативные мысли.

В дальнейшем К. совместно с терапевтом анализирует записанные (в перерывах между встречами) мысли и переживания, чтобы установить степень их логичности, обоснованности и адаптивности и наметить позитивные паттерны поведения взамен патологичных. Терапия сфокусирована на конкретных «симптомах-мишенях» (например, на суицидальных импульсах).

Один из мощных компонентов обучающей модели психотерапии состоит в том, что девушка постепенно перенимает от терапевта многие терапевтические техники. В какой-то момент она должна начать играть роль терапевта по отношению к самой себе, подвергая сомнению собственные умозаключения или прогнозы.

Подобный самоопрос имеет важнейшее значение для переноса когнитивных техник из ситуации интервью в ситуации повседневной жизни. Он поможет пациентке освободиться от стереотипных автоматических паттернов мышления — феномена, который можно назвать «бездумным мышлением».

Основные этапы терапии:

1. Проведение основного курса терапии, направленного на уменьшение симптомов депрессии вплоть до их исчезновения, восстановление прежнего, свойственного пациенту уровня активности.

2. Проведение поддерживающего курса терапии в течение 3-4 месяцев после общей нормализации состояния. Этот этап направлен на профилактику обострения заболевания.

Другое по теме:

Описание результатов работы.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.04.08) – первый ребенок в семье; девочка (20.07.08) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в ...

Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - э ...

Эмоциональные состояния
Как уже упоминалось выше, основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторны ...