Важную роль разъяснительной психотерапии в системе лечения больного и, особенно, в системе психотерапии, подчёркивал ещё В.М. Бехтерев. Она высоко оценивается и современными психотерапевтами. Разъяснительная психотерапия может проводиться в виде бесед или лекций с одним или несколькими больными, она может включать в себя рекомендации по знакомству с популярной медицинской литературой, демонстрацию кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей и многое другое. Она предполагает активность больного в стремлении понять особенности своей болезни и носит, в основном, дидактический характер.
Трансакционный анализ (переводимый в некоторых советских изданиях как трансактный ), основателем которого был Э. Берн, представляет собой метод групповой психотерапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческой психики, состоящей из трёх основных элементов: 1) чувства и желания детей до 6 лет («ребёнок»); 2) родительские ценности, традиции, нормы поведения («родитель»); 3) подход к самостоятельному восприятию мира («взрослый»). Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Известно, что младенцы, лишённые в течении длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребёнка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти на основе повседневного опыта. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговорённых к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям. Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например, как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.
Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой терапии. Основными компонентами психодрамы являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт.
Ролевая игра использует естественную способность людей к игре и создаёт такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а поэтому «сценарий» и «постановка» являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы.
Спонтанность – это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.
Спонтанность, по мнению Я.Л. Морено (создатель психодрамы) – это клич к творчеству. « Творчество – пишет он, - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность».
В психодрамотическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Всё переживается в реальном действии. Это даёт возможность её участнику «объективировать» своё прошлое, проявить его во вне…
Другое по теме:
Взаимоотношения между старшими и младшими детьми
В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями». При этом имеют в виду старинный закон (существовавший, кстати, и во многих других странах), согласно которому имущество, капитал и привилегии безраздельно доставалис ...
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, кажды ...
Психическое обоснование необходимости развития образной памяти у детей
младшего школьного возраста.
Обоснование применения приемов запоминания образной памяти на уроках будет проводиться через развитие произвольной психической регуляции у ребенка.
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности повышаются способности к произво ...