Эмоциональный стресс

Страница 2

ЭС вызывает изменения функций многих органов и систем. Одно из основных проявлений ЭС – образование язв стенки желудка. В патогенезе язвообразования при иммобилизационном стрессе показаны роль симпатических и парасимпатических влияний, а также участие эндогенных гуморально-гормональных факторов.

Эмоциональное перенапряжение является одним из факторов, определяющих нарушение работы почек и развитие деструктивных процессов в паренхиме печени.

Как известно, дыхание также вовлекается в эмоциональные реакции. При ЭС наблюдается увеличение показателей легочной вентиляции и потребления кислорода.

ЭС вызывает целый ряд изменений в крови – дегрануляцию базофильных элементов, тромбоцитопению.

Однако особенно заметное влияние ЭС оказывает на работу сердца. (табл. 4)

Нейрофизиологические механизмы эмоционального стресса. [6]

На большом числе экспериментов показано, что эмоциональное возбуждение возникает первично в гипоталамолимбикоретикулярных структурах мозга, по восходящему пути генерализованно распространяется на кору мозга, а по нисходящему – вовлекая вегетативную НС и возбуждая гормональную активность гипофизарно-надпочечникового механизма в реализации соматовегетативных и поведенческих проявлений эмоциональных реакций.

Среди центральных структур гипоталамусу принадлежит запускающая функция, формирующая мотивационное и эмоциональное возбуждения. Эта структура обладает особой чувствительностью к гуморальным факторам, связанным с теми или иными биологическими потребностями.

Нервным субстратом эмоций являются лимбические структуры мозга. К ним относятся области древней и старой коры, а также некоторые поля новой коры большого мозга, ретикулярная формация среднего мозга. Лимбические образования часто объединяют в «лимбическую систему».

Объединение всех этих образований в специальную систему не случайно. Все лимбические структуры мозга морфологически и функционально тесно связаны между собой. Внутри лимбических структур выделяют несколько наиболее выраженных «кругов», по которым возбуждение может циркулировать продолжительное время. Из них можно выделить следующие круги: миндалевидное тело; гиппокамп-свод-перегородка-сосцевидное тело-пучок Вик-дАзира-передние ядра таламуса-поясная извилина-свод-гиппокамп (круг Пейпса). Медиальный пучок переднего мозга, который сам по себе является типичным образованием, содержащим много восходящих и нисходящих путей, вместе с ретикулярной формацией создает мощную замкнутую систему.

Гипоталамус является важнейшей триггерной зоной вегетативной и гормональной активности, зоной инициации мотивированного эмоционального поведения избегания и самостимуляции.

Исследованиями П.В. Симонова выявлена ведущая роль в организации эмоциональных реакций четырех структур головного мозга: передних отделов новой коры полушарий большого мозга, гиппокампа, ядер миндалевидного комплекса и гипоталамуса. Фронтальные отделы новой коры необходимы для вероятностного прогнозирования внешних событий и оценки возможности удовлетворения потребности. Функция гиппокампа связана с выявлением сигналов маловероятных событий с низкой вероятностью удовлетворения потребности. Важнейшая роль гиппокампа проявляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, т.е. низкой вероятностью подкрепления. В этих ситуациях возрастает степень эмоционального напряжения, что связано с участием гиппокампа в центральных механизмах эмоций.

Основная функция миндалевидного комплекса проявляется в динамической иерархии сосуществующих и (или) конкурирующих мотиваций и выделения доминирующей потребности, подлежащей первоочередному удовлетворению. Доминирующая потребность выделяется с учетом конкретной ситуации и предшествующего опыта.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4] Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в т ...

Времяпрепровождения
Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать на социальном и временном фоне с учетом различных степеней сложности, соответственно имея в виду различные уровни сложности процесса. Однако если принимать за единицу о ...

Психология подсудимого
Своеобразной разновидностью речи, произносимой в суде, является последнее слово подсудимого, которое предоставляется ему после окончания прений сторон (ст. 293 УПК). Регламентируя порядок произнесения речи подсудимым, законодатель предусм ...