Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей

Материалы » Психология личности несовершеннолетних нарушителей » Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей

Страница 1

Для того, чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под данным углом зрения, необходимо выделить основные формы общения. К числу таких можно отнести:

а) взаимодействие малолетних в процессе учебной деятельности (в ходе учебной деятельности малолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: в процессе общения в классном и школьном коллективах и в процессе общения с педагогами);

б) взаимодействие малолетних в практике их поведения во внеучебное время (во внеучебное время общение происходит в основном по трем направлениям: в семье, в группах свободного общения и в группах организованного общения — различные секции, кружки и т.д.).

При этом с интересами в сфере учебной деятельности структура общения связана как прямыми, так и обратными связями. Общение находится в зависимости от иерархии успеваемости, углубления негативного отношения к учебе. С другой стороны, процесс углубления негативного отношения более интенсивно идет под давлением системы ценностей «своей» микросреды. Представляется, что определенные отклонения и, следовательно, источники криминогенного влияния могут быть обнаружены у малолетних в любой из сфер общения. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что значимость каждой сферы общения на различных возрастных этапах формирования личности неодинакова, в частности, этот возраст характеризуется заметным снижением уровня общения школьников в семье.

На этапе первичной и промежуточной социализации, охватывающей детство и подростковый период, направляющая и ведущая роль принадлежит воздействию среды, точнее говоря, микросреды — семьи и ближайшего окружения.

С увеличением возраста ребенка влияние семьи, как показывают проведенные нами исследования, заметно уменьшается. Далее срабатывает одна из следующих тенденций: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений с товарищами. У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушение нормального соотношения сфер общения, которое заключается в доминирующей роли сферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятной психологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних (проведенные исследования показывают, что неблагоприятную обстановку в семье имеют 72% малолетних, допускающих антиобщественное поведение), что затрудняет социально полезное общение ребенка и создает у него чувство неудовлетворенности общением в семье.

Малолетние, допускающие антиобщественное поведение, в большинстве случаев вовлечены в систему неблагоприятных обстоятельств длящегося действия. Неблагоприятная обстановка в семье с раннего детства формирует у них отрицательные качества, которые впоследствии затрудняют их вхождение в формальные коллективы. Состояние психологической изоляции в классном коллективе (по нашим данным, от 75 до 91,2% трудновоспитуемых малолетних находились в коллективе класса в/изолированном положении), неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность в группы организованного общения применительно к проведению досуга (по результатам нашего исследования, до 80% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не вовлекались в организованные формы досуга), способствуют формированию у малолетних комплекса неудовлетворенных социальных потребностей, компенсация которого в силу психологического отторжения малолетнего от формальных групп возможна только в сфере свободного общения.

Бесспорно, сама по себе доминирующая роль сферы свободного общения не влечет с неизбежностью формирования асоциальных отношений. Но вероятность возникновения таковых гораздо выше у тех школьников, которые испытывают неудовлетворенность общением в других сферах. Это обстоятельство объясняется, по всей вероятности, не только наличием неудовлетворенности, поскольку компенсация ее может осуществляться по целому ряду направлений, но и наличием личностных деформаций, являющихся результатом предшествующего этапа развития, которые существенно осложняют выбор направления компенсации. Причем взаимодействие (подкрепление) этих факторов влечет их дальнейшее прогрессирующее развитие. Оно реализуется в общении с малолетними с асоциальной направленностью, не предъявляющими высоких требований к нравственному и интеллектуальному потенциалу лиц, вступающих в контакт, что дает возможность малолетним обрести эмоциональное благополучие и удовлетворить свою потребность в самоутверждении. К 11—12 годам у малолетних, не занятых общественно полезной деятельностью или не удовлетворенных своей позицией в ней, центр организаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений.

Повышенный удельный вес внеучебных интересов в структуре интересов малолетних, допускающих антиобщественное поведение, объясняется негативным отношением этой категории несовершеннолетних к учебной деятельности и смещением ведущего вида деятельности от учебной в сторону суррогатных видов деятельности.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психология одиночества
Можно выделить два термина одиночества: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом де ...

Интерпретация полученных данных.
Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае ...

Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского — поведение (бихевиоризм м ...