Психофизическое развитие подростков

Материалы » Психофизическое развитие подростков

Страница 1

Структура личности подростка

В ней нет ничего устойчивого,

Окончательного и неподвижного

Все в ней – переход, все течет.

Л.С. Выготский

Эпиграфом собрания стали слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом психологии. Они удивительно точны.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.

Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все».

В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия.

Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.

Что же является самым главным для подростка в этот период?

Вот такая логическая цепочка должна быть сохранена:

Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка.

Кто-то из сатириков сказал: «С каждым поколение дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители».

Физическое здоровье подростка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Чем раньше начнется процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года, в 13 – 15 лет – 3 – 3,5 года, в 15-летнем возрасте – 5 – 6 лет.

Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

В последние десятилетия серьезными проблемами стали акселерация и ретардация (задержка развития).

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30-ти годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности. К 30-ти годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

Прежде всего:

· За то, чтобы перестать быть ребенком;

· За прекращение посягательства на его неприкосновенность;

· За утверждение среди сверстников;

· Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

· Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

· Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлык.

· Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури».

Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками.

В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят легче и порождают меньше конфликтов.

Родителям (памятка)

1. Подросткам нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

2. Не стоит перегружать ребенка опекой и контролем.

3. Не создавать «революционную» ситуацию, а если создали, разрешить ее мирным путем.

4. Слова И.В. Гете «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Руководство психокоррекционной группой
Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной. Основные задачи группового психолога: 1. Побужд ...

Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания ...

Содержание и методика исследования, контингент испытуемых
Наше исследование построено в соответствии с выдвинутой гипотезой: Волевые качества личности руководителя определяют его индивидуальный стиль принятия управленческих решений и линии поведения, обусловленные принятием этих решений. В свя ...