Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно, ни в коем случае не сопровождая ироничными пояснениями, что делается это специально для «нашего особого мальчика (девочки)».
Задания даются последовательно. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей. И педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
В течение дня предусматриваются возможности для двигательной разрядки: физического труда, спортивных упражнений.
Выполнение этих рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает дошкольнику достигать более высоких результатов на занятиях.
Кроме того, на наш взгляд, психологу и социальному педагогу важно и самого ребенка познакомить с определением и характером его собственного типа синдрома дефицита внимания. Открытое, честное описание конкретных трудностей, переживаемых ребенком, и их связи с синдромом дефицита внимания вызовет обсуждение, как их преодолевать на практике. Обеспечив ребенка перспективой и ощущением контроля, специалисты позволяют ему собрать необходимые силы для преодоления препятствий.
Цель бесед с гиперактивными детьми в том, чтобы информировать ребенка и помочь ему поверить в себя. Частые, короткие обсуждения всегда предпочтительнее длинных лекций. Надо поощрять детей вносить их собственные идеи, выражать беспокойство и задавать вопросы. Представленные термины и понятия должны соответствовать уровню познаний ребенка. Взрослые должны быть осторожны, избегать слов, которые воспринимаются как осуждающие и негативные, например, «медленный», «ленивый», «не имеющий мотивации», «безразличный». Надо помочь детям уяснить, что иметь синдром дефицита внимания не стыдно. Свободно и открыто обсуждая эту тему с детьми, психолог и социальный педагог дают им понять, что верят в их возможности.
Таким образом, в отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте. Но если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что с годами проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка считают зачастую просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают складываться приблизительно с 13-ти лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.
Еще раз обозначим рекомендации при работе с гиперактивными детьми, прежде всего это:
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
Другое по теме:
Музыкальность как совокупность музыкальных
способностей, их синтез
У психологов и педагогов-практиков можно наблюдать различные представления о музыкальных способностях или, как чаще говорят, о музыкальных задатках.
В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные ...
Антиобщественное поведение малолетних
Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологиче ...
Психология опроса
В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника [35, c. 89].
Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опраши ...