Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской воспитательной колонии приспосабливаются 33 подростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, нюхал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устроился вместе с ними жить на кладбище. Отыскал себе перину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплых отношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрастают еще двое — четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смысле слова голодает. И просит убитая горем родительница единственного кормильца за решеткой: как освободишься, придумай что-нибудь, но деньги достань. Где он будет доставать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадает в колонию, трудно назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существования не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и физическом развитии лет на пять отстают от своих благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то пришел в восторг от того, какая это удобная вещь — подушка, дивился белому постельному белью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то первый раз в жизни наелся досыта. Такие вот социальные маугли, живущие по законам человеческих джунглей. Неудивительно, что все работники Майкопской колонии в голос признаются: работа с подростками самая трудная, поскольку в силу переходного возраста и неустойчивой психики они взрывоопасны.
Проголодавшийся Сергей 16-ти лет с особой жестокостью убил бабушку и забрал на пропитание 73 рубля. Такая теория социальной справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них вполне приемлемы. 17-летний Олег совершенное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нормальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.
В них сидит не просто накопившееся отчаяние, горечь непонимания, тоска от ненужности, но и нездоровый эгоцентризм, который не прошибут никакие гуманистические аксиомы. О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персонала ВК, как не раз подчеркивали сами работники колонии, это не тюремное наказание, а
реабилитация ребенка после того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается парадокс — учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспитатели стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетних преступников на путь истинный часто оцениваются обществом одной фразой — «горбатого могила исправит».
Но работники колонии в это не верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им представители Духовного управления мусульман РА :нодарского края, Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви, которая входит в состав попечительского совета. Еженедельные духовные беседы с отцом Георгием у многих ребят вызывают неподдельный интерес.
Большинство их них в прошлой жизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назвать специфическим: уколоться, надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие « свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по интересам.
Ребята теперь учатся в школе и осваивают в ПТУ 2-3 «хлебные» профессии, по плану воскресного дня с удовольствием играют в баскетбол и футбол, сражаются в шахматы. Традиционным для МВК стало участие во всероссийских спортивных соревнованиях «Звезды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом удается запомнить слова и мотив детской песенки «В лесу родилась елочка» и выучить четверостишье, да и загадки даются с трудом, зато сколько удовольствия приносит президентский сладкий подарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместителем начальника МВК по воспитательной работе. Здесь царят особая радость и несколько иное понятие Нового года (сколько еще «мотать» осталось?).
Другое по теме:
Условия преодоления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного
возраста в образовательных учреждениях
Целью данного параграфа является определение путей преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Данным вопросом занимались Захаров А.И., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Костина Л.М. и другие исс ...
Понятие способностей в психологии
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказыв ...
Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...