Психологические особенности работающих и неработающих женщин

Материалы » Работающая женщина или домохозяйка » Психологические особенности работающих и неработающих женщин

Страница 1

К.Хорни [5] считает, что, что последствия гендерной социализации порождают проблемы социализации женщин. Среди них боязнь неудачи, боязнь утратить женственность, боязнь общественного отвержения, недостаток уверенности в себе, недостаток настойчивости в достижении цели. Вышеперечисленные особенности сказываются на общем психическом развитии, на семейных взаимоотношениях, влияют на жизненный выбор, на профессиональную реализацию [1,c.118].

Исследования в США показали, что в то время, как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компетенции, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые видят себя только в роли матери и жены, чаще всего испытывают так называемый «синдром домохозяйки». Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, посвященные только семье, лишают женщин ощущения самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду [5].

Л.В. Попова отмечает, что особенно тяжело положение одаренных женщин, вынужденных довольствоваться ролью домохозяйки. В большинстве своем, одаренные женщины воспринимают карьеру как одну половину своей жизни, оставляя вторую для будущей семьи. Согласно данным многолетних исследований, одаренные женщины, отказавшиеся от получения высшего образования и посвятившие себя семье, чаще всего указывают на неудовлетворенность жизнью и наличие психологических проблем во взаимоотношении с окружающими [4].

Проводимые в последние годы исследования отечественными психологами работающих и неработающих женщин показали:

- существуют различия в уровне тревожности у домохозяек и работающих женщин: для домохозяек характерный высокий уровень тревожности, а для работающих – средний;

- домохозяйки меньше, чем работающие женщины удовлетворены процессом жизни, ее эмоциональной насыщенностью;

- домохозяйки меньше удовлетворены результатом жизни, самореализацией; у них повышена внутренняя конфликтность, связанная с недостатком самоуважения, недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний, способностей;

- у домохозяек, в отличие от работающих женщин, выявлена не полностью сформированная фрустрационная толерантность, что говорит о недостаточной зрелости личности [1,с.121-122].

Следует отметить, что в данном исследовании принимали участие не добровольные домохозяйки, а вынужденные, т.е. женщины, которые желали бы работать, но по каким-либо причинам, делать этого не могут (безработица, нежелание мужа и т.д.).

Ряд исследователей утверждают, что сидящие дома женщины менее здоровы и физически, чем, женщины, работающие на производстве. Отмечается, однако, что польза от работы для здоровья более очевидна, когда женщина не замужем и не имеет детей, или когда муж помогает по хозяйству, а также, если она работает в благожелательной обстановке. Женщины, чувствующие, что их способности начальство недооценивает, психически менее здоровы, чем женщины, выполняющие «достойную их» работу.

Складывается картина, что у домохозяек, все личностные психологические и даже физические параметры ниже, чем у женщин, занятых профессиональной деятельностью. Однако, как отмечает Е.П. Ильин, у работающих женщин часто возникает особая разновидность психической напряженности, которая получила название «синдром деловой женщины», который более ярко проявляется у работающих женщин имеющих детей и у матерей-одиночек.

В последнее десятилетие, относительно работающих женщин, остро встал вопрос «чувства вины». Вина является следствием внутриличностного конфликта, когда женщина стремиться соответствовать роли и хранительницы семейного очага и хорошего профессионала. Эти две роли предъявляют к женщинам противоречивые требования, и часто им просто не хватает физических и психологических ресурсов, чтобы хорошо исполнять и ту и другую роль. Понимая это, женщина начинает переживать вину перед детьми, мужем, начальством на работе, что может вылиться в психосоматические симптомы.

Чувство вины заставляет женщину меньше внимания обращать на себя, так как другие (дети и муж) остаются без ее внимания.

Чувство вины перед детьми (особенно остро переживаемое, когда женщина после рождения ребенка возвращается на работу и, как бы покидает его) провоцирует определенные паттерны поведения с ними, в частности – сверхкомпенсационное поведение, которое психологи называют «подавляющей любовью». Сверхкомпенсация принимает разные формы. В одном случае, мать придя с работы, старается компенсировать ребенку весь день, который он провел без нее, плотным общением и заботой, выполнением всех его желаний, не давая возможности ему расслабиться. Как отмечают психологи, вечером, после такой материнской опеки дети становятся психически издерганными.

Другая форма сверхкомпенсации – покупка большого количества игрушек. Б. Берг называет такое поведение «поведением для себя», так как игрушки нужны не так ребенку, сколько матери, пытающейся загладить таким путем свою вину. Все это приводит в конечном итоге к неправильному воспитанию ребенка, к развитию у него несамостоятельности, тревожности и другим личностным искажениям.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Е. Казакова: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…». Е. Шилова: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в ...

Вывод
Во время занятия группы социально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развив ...

Эмоциональный стресс
По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нерв ...