Для достижения цели работы и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Определить влияние проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников.
3. Достоверность результатов и выводов исследования проверить методом математической статистики, сравнительного корреляционного анализа. Выявить корреляционную зависимость между количеством проблемных ситуаций и уровнем развития внимания;
4. Сформулировать выводы.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной педагогике и психологии методов исследования.
Цель использования отобранных методик заключается в выявлении влияния проблемных ситуаций на развитие внимания у детей младшего школьного возраста в процессе изучения природоведения.
За основу взяты методики изучения внимания предложенные Р.С. Немовым:
Методика №1.
Определение продуктивности и устойчивости внимания. Она направлена на выявления уровня продуктивности и устойчивости внимания.
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту эккспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:
где:
S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель n – числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);
Другое по теме:
Симптомы кризиса новорожденности.
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но ...
Лидер в толпе и механизмы управления толпой
"Идеи одного человека становятся силой,
лишь когда они овладевают массами".
В.И. Ленин
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а ...
Психологические теории
эмоций
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения ...