Развитие воли в подростковом возрасте

Материалы » Развитие воли у подростков » Развитие воли в подростковом возрасте

Страница 2

Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

Таким образом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой - между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, их особенности, их переживания и конфликты.

Наблюдения показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.

Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что он успеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.

Часто подросток бывает намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.

Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем более младшие дети. Т.е. достигают поставленных целей чаще в результате сильного стремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых. А для подростков эти стимулы теряют значение.

Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей.

Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Современное состояние проблемы внимания
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внима ...

Руководство психокоррекционной группой
Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной. Основные задачи группового психолога: 1. Побужд ...

Понятие личности в психологии
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним псих ...