· В начале занятия обязательно проводятся задания, упражнения или игры на 1-2 минуту на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть также возбуждения перемены, успокоиться.
· Далее на основной части занятия преследуются следующие задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- задействование творческих резервов;
- обучение классическим методам запоминания, поощрение разработки собственных методов;
- увеличение скорости запоминания, деятельность хранения, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Составляя систему упражнений, экспериментатор варьирует их в следующем диапазоне:
- упражнения на концентрацию внимания;
- упражнения на координацию работы левого и правого полушарий;
- упражнения на воображение и акцентированные ощущения;
- упражнения на развитие образной памяти;
- упражнения на развитие тактильных ощущений;
- упражнения на пространственное мышление;
- упражнения на развитие сенсорных ощущений.
Форма работы может быть групповой, индивидуальной, в парах.
Ориентиром на время и объем проведения упражнений и игр служат:
- состояние активности работоспособности испытуемых;
- уровень развития у испытуемых образной памяти.
В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений, которые будут соответствовать целям и задачам занятия. Ориентиром на проведение физ-минутки служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.
Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальные техники здесь не нужны.
Проведя экспериментальную работу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В основе повышения уровня развития образной памяти лежало обучение ассоциативным техникам и классическим приемам запоминания, а именно: приему Симонида Кеосского, архитектурному приему Квинтилиана, способу «Дерево» Луллия, системе «театра» Фладда и Дж. Камиллио, приему «Фантастический рассказ».
2. Упражнения и игры служили для обучения техникам и приемам запоминания. Системно выстроенные занятия проводились по системе «от простого к сложному», это закрепляло с каждым занятием навык и умение пользоваться приемами и техниками.
3. скорость запоминания во главу угла не бралась, т.к. в задачу формирующего эксперимента входило оттачивание умения применения приемов и техники запоминания, а также увеличение объема запоминания и точность воспроизведения.
4. В результате реализации коррекционной программы у экспериментальной группы выявился планомерный рост развития образной памяти. Т.е. нам удалось изменить уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы.
В ходе формирующего эксперимента удалось решить поставленные задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- обучение классическим методам запоминания, разработка испытуемыми собственных приемов;
- увеличение скорости запоминания, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Другое по теме:
Процедуры и ритуалы
Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенком или, в более общем смысле, обществом, р ...
Соперничество – проблема в воспитании двух и более детей
Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по се ...
Произвольное поведение, как компонент готовности
ребенка к школе
Говоря о развитии произвольного поведения детей старшего возраста, невозможно не затронуть проблему готовности ребенка к школе, которая является одной из самых значимых и актуальных и для психологов, и для педагогов, и для родителей. Прав ...