Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы

Материалы » Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века » Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы

Страница 5

Теоретическую основу исследования составила идея о том, что фактор цвета воспринимаемого объекта никогда не выступает изолированно от совокупности других факторов, таких как расстояние до объекта, угол его восприятия, насыщенность цвета и степень его смещения в сторону дополнительного к превалирующему цвету, различная вариативность восприятия того или иного цвета спектра.

В этот период получила развитие такая отрасль, как военная психология, которая имела большое значение в изучении функций мозга, изучении таких качеств, как патриотизм и мн.др.

В целом Великая Отечественная война явилась важным этапом в развитии советской психологии, оказала существенное воздействие на ее послевоенную историю.

Во-первых, именно в период 1941—1945 гг. психологи получили большой эмпирический материал, позволивший сразу после войны подготовить ряд фундаментальных работ обобщающего характера, что существенно обогатило психологическую науку.

Во-вторых, возрос статус психологии в обществе, что отразилось не только в создании и финансировании государством новых психологических центров, институтов, учебных подразделений, координирующих органов, увеличении общего числа психологов, введении психологии как обязательного для изучения предмета в средней общеобразовательной школе, присуждении ряду психологов и психофизиологов правительственных наград и премий, но и в негласном снятии запрета на использование в некоторых случаях психодиагностических, в том числе и тестовых методик, а также на разработку отдельных проблем психотерапии, индивидуальной психологии, психологии труда и т. д. Другими словами, успехи психологической науки в значительной мере ослабили негативное отношение государственных и партийных чиновников к психологии как науке, а у самих психологов "сняли" комплекс страха за профессиональную принадлежность к психологическому сообществу и вины за просчеты педологического и психотехнического движения начала 30-х годов. Психология была реабилитирована в глазах общественности после разгромного Постановления 1936 г.

В-третьих, были заложены основы новых направлений психологии, таких как нейропсихология, военная психология; существенно углубились и интенсифицировались разработки в области психологии познании и педагогической психологии; после длительного перерыва был дан импульс для возрождения социальной психологии и психологии труда. Это существенно расширило отраслевую структуру психологии, а соответственно и укрепило ее позиции во взаимодействии с другими научными дисциплинами в целом.

В-четвертых, благодаря деятельности эвакуированных научных и учебных психологических учреждений в послевоенное время отмечается бурный рост региональных психологических лабораторий, учебных кафедр и формирование психологического сообщества в районах, где до войны психология не была развита.

Наконец, предъявив суровые и жесткие требования к психологическим подходам и теориям война явилась важным критерием их проверки на действенность, практичность, социальную лабильность. Это в немалой степени определило рост прикладных направлений психологии и в послевоенные годы.

В своем реферате я раскрыла и охарактеризовала несколько направлений психологической науки в России ½ ХХ века, такие как военная психология, экспериментальная, пред – и послевоенного периода, по каждому направлению мною был сделан вывод.

Появилась психотехника, она приобрела авторитет и признание у многих ученых. Теория психоанализа была подвернута критике марксистской философией.

Именно отечественные психологи внесли вклад в развитие психологии, такие как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев и мн. др.

Несмотря на многие трудности которые претерпевала наука (гонения на педологию, объявление ее лженаукой), объективные военные трудности, революции, психология все же развивалась и продолжает развиваться и пополняться новыми научными изысканиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Любовь с точки зрения психологов
Вопрос о том, что же такое "любовь" волновал умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие психологи и психотерапевты тоже принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая проблема человечес ...

Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие на эффективность психокоррекционной работы: 1. Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих пробле ...

Предрабочие состояние
Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием являются предрабочие состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней. 1. Предстартовое состояние Во время пр ...