Возникновение и развитие сознания.

Материалы » Психология самосознания » Возникновение и развитие сознания.

Страница 1

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи. Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории. Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого себя.

В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его возникновении.

Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле, "человек вошел в мир бесшумно". Сознание возникло "между двумя индивидами": на "точечном уровне" состоялась некоторая "мутация от нуля ко всему". Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.

Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.

Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предыдущей "метафизике" речь будет идти о перестройке "особенной онтологии человеческого сознания и субъективности".

Относительно мировой современной философии, то ее трактовка "онтологии субъективности и сознания" не однозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной "чистоте" и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм.

За последние 15-20 лет философия сознания в англоязычных странах заметно перестроилась. Она взяла курс на сближение с природознанием, на разработку "научной метафизики", приобрела более эмпирический, натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на соотношении "духа" и "тела", физических и психических состояний. Много внимания уделяется вопросам , которые возникают на границе философии и языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделирования сознания.

Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы к ней. Оно изучается и описывается разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также некоторым образом художественной литературой, искусством и др.

Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет теорию сознания, придавая более адекватного характера понятийному возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания.

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет не только свою социальную историю, а и природную предысторию - развитие своих чисто биологических предпосылок.

Активная деятельность материи выходит за рамки обычных перемен и обычных взаимодействий. Она предусматривает существование в материи другого свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак материи является не иначе, как свойством отображения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Причины механизмы возникновения рда и существенные признаки рда
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может ...

Размышления
Что же в таком случае мы думаем об отношениях? Серьезное влияние на них оказывают управляющие ими правила. Помогает или мешает знание этих правильному развитию отношений? Действительно ли мы следуем данным правилам? Как наши взгляды отраж ...

Взаимодействие человека и информационной среды
Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вво ...