Что же в таком случае мы думаем об отношениях? Серьезное влияние на них оказывают управляющие ими правила. Помогает или мешает знание этих правильному развитию отношений? Действительно ли мы следуем данным правилам? Как наши взгляды отражаются на нашем поведении? Ведем ли мы себя в компании друзей как-то по-особому, делая совместно с ними всевозможные дела и выстраивая свою жизнь с учетом важности для нас этих отношений, — или только думаем, что мы это делаем?
Межличностные отношения возникают в тот момент, когда партнеры начинают думать, что между ними сложились отношения, и эта установка начинает влиять на их поведение. Это поведение может меняться; могут измениться я наши представления о партнере или Друге; на наши представления, касающиеся взаимоотношений, могут повлиять настроение, ситуация и всякого рода перемены в нашей жизни. Поэтому межличностные отношения следует рассматривать не как постоянную и неизменную «вещь», но как потенциально изменяемые ментальные и поведенческие формы, в создании которых участвуют как их непосредственные участники, так и внешние наблюдатели. Ученые исследуют имеющиеся у людей ментальные карты отношений, а также то, как они меняются по мере укрепления или разрушения отношений. Предметом изучения является и изменения в поведении пары, происходящие с течением времени.
Межличностные отношения не представляют собой случайную реакцию на какие-то, «изгибы» взаимодействий или внезапные «вознаграждения». В действительности мы уточняем свои представления о партнерах мере того, как лучше их узнаем, а поведенческие изменения (например, нарастающая близость) становятся индикатором таких ментальных изменений. Представления людей о самих себе, своих партнерах и взаимоотношениях между ними развиваются, параллельна с развитием «шлях взаимоотношений.
Расхождения во взглядах - даже между близкими партнерами неизбежная часть повседневной социальной жизни (McCarthy, 1983). Когда мы сталкиваемся с подобными разночтениями», это должно удивлять нас меньше, чем обычно имеет место. Когнитивные процессы — наши собственные или других людей — недоступны нам; поскольку мы не знаем, о чем думают другие люди, нам остается догадываться об этом, и очень часто наши догадал ошибочны (Nisbett and Wilson, 1977). Кроме того, мы редко открыто и подробно обсуждаем с партнерами то, как мы оцениваем наши отношения, за исключением тех случаев, когда считаем, что что-то происходит не так, как надо (Baxter and W&Rot, 1984). В результате мы не приобретаем опыт согласования взглядов относительно общения, зато тот опыт, который у нас имеется, заставляет придавать особое значение возникающим разногласиям.
Трудности и проблемы общения более заметны, доступны, они притягивают нас, тогда как ровные и спокойные отношения не привлекают наше внимание. Например, мы неправильно воспринимаем чувства других людей, когда сомневаемся в том, что партнеры сохраняют верность и обязательность нашим отношениям, допуская, что они могут изменить свои взгляды, — мы остаемся их друзьями только до тех пор, пока они думают, что это так (Dttck, 1983). Еще более важно то, что, скорее всего партнеры в качестве ключевых выделяют в истории своих отношений разные события, так, что не стоит ожидать, что между ними будет достигнуто полное взаимопонимание относительно характера иди развития межличностного общения (McCarthy, 1983).
Другое по теме:
Система сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения, то есть проблема выбора профессии, становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности всегда была актуальна для молодежи и всегда была предметом изучения философов, педаго ...
Занятия по развитию памяти для детей
1. ИГРА В СЛОВА
Вариант 1.
Задание 1:
Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2:
Как ты думаешь, можно л ...
Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева
С методологической точки зрения работа А.Н. Леонтьева хоть и представляет собой тщательно разработанное исследование, но, разумеется, не являет собой совершенную методику. Можно выделить ряд особенностей этой классической работы, которые ...