Формирование самосознания

Материалы » Психология самосознания » Формирование самосознания

Страница 1

Формирование эстетического сознания общества - основная задача. Современное российское общество отличается от западного тем, что у подавляющего большинства русских людей отсутствует эстетическое чувство, т.е. чувство восприятия прекрасного. Это объясняется жестоким советским прошлым, когда творцы и художники расстреливались, либо же они иммигрировали за границу. Поэтому, у большинства русских людей, являющихся потомками того режима, только практическое понимание вещей, а значит их внутренний мир скуден до степени истощения всех чувств, данных человеку при рождении. Задача науки Эстетики - возродить человеческое сознание. В формировании эстетического сознания заинтересованы художественные салоны и магазины, продающие картины, фонтаны, скульптурки, ремесленные изделия и т.д. К сожалению, пользуются спросом товары иного ( противоположного ) - безкультурного характера. В результате производители пива и сигарет получают солидные доходы и становятся королями, а ремесленники же получают за свой труд крохи и то очень редко. Не случайно, в настоящее время издаются журналы эстетическо-направленного характера. Магазины пытаются привлечь покупателей и это совершенно естественно. Торговля товарами высокого культурного значения в настоящее время хоть и убыточна, но она приносит высокий моральный дух владельцам магазинам. И собственники готовы вкладывать в эстетику деньги и вкладывают их в покупку изделий ( как правило ручного человеческого труда ) и вкладывают деньги в выпуск блестящих журналов, вкладывают деньги в формирование эстетического сознания общества.

Проблема самосознания относится к прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философов. Конечно, сфера интересов философского и психологического (и социологического) познания различны. Однако, именно философия дала толчок и до настоящего времени в определенном смысле определяет направления поиска для представителей эмпирической науки. Она "задает" координаты и является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о самосознании – собственно, тем, чем и "положено" быть философии.

Своеобразное обоснование оппозиции внешнее – внутреннее предлагает М.С.Каган7, ссылаясь на кибернетику сложных функциональных систем. Им необходимы два источника информации – о том, что происходит вовне системы, в среде, с которой система связана своей деятельностью, и о том, что происходит внутри нее самой; для получения этих двух родов информации всякой системе такого класса необходимы, метафорически говоря, "сознание" и "самосознание".

Конечно, психологический подход также принимает во внимание возможность познания, но акцент переносится в другую плоскость. Априори принимая тезис о несовершенстве, субъективности человеческого самосознания, исследователь пытается выяснить, насколько точно самосознания, в частности, соотношение Я – реальное и Я – представляемое, Я – представляемое и Я – глазами других и т.д. Чем вызываются искажения, когда вообще актуализируется самосознание как процесс – эти и другие вопросы являются предметом многочисленных эмпирических исследований.

Приведенных определений достаточно, чтобы наглядно показать философское понимание проблемы самосознания. Общее, как видится, в том, что самосознание в приближенной формулировке определяется как единство отношения к себе и миру. Однако, некоторые определения уже вносят своеобразный "акцент". Так, М.А.Гарнцев определяет составные структуры самосознания – пространство и время, как системообразующие. Е.К.Быстрицкий непосредственно переходит к собственно психологическим механизмам, определяющим самосознание личности. Этот вопрос пока оставим без комментариев; как главные (системообразующие) феномены самосознания определяют и мораль (нравственность), и притязание на признание, половую идентификацию и другие, явно не рядоположенные личностные образования. Так же крайне спорным остается вопрос о психологических механизмах. И здесь вполне правомерно перейти к психологическим и социально-психологическим теориям самосознания, поскольку именно эмпирические работы проводят проверку гипотетических построений.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Только в любви человк становится человеком
«Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ...

Психологические объяснения антропогенеза
Археологические данные о каменном веке весьма локальны, но общечеловеческие закономерности, вышед­шие из позднего каменного века, относятся к самым глу­боким пластам человеческого бытия. Архаический базис цивилизации сейчас воспринимаетс ...

Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые ра ...