Профессиональная ориентация

Страница 1

Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисцилины и практики датируется 1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В последующие два • десятилетня это направление активно развивается в США и в странах Западной Европы.

Основные тенденции в развитии этой дисциплины: активное использование психодиагностики, наглядных средств, описаний профессий и конкретных рабочих постов, становление диалогового режима консультирования клиента как пути его самореализации в жизни в профессиональной сфере, как пути самопознания, а не только лишь . ознакомления с существующими профессиями, учебными заведениями и вакансиями.

Активное развитие репертуара средств и техник работы профкон-сультантов во многом определилось развитием и становлением как особой дисциплины и как широкой практики психотерапии, ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджериан-ская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста как в индивидуальных, так и групповых формах.

Важный момент профессиональной ориентации — посредничество опытного специалиста-педагога, а также специалиста — психолога в ориентации человека в мире современных профессией, в пространстве востребованных профессий, в подпространстве доступных для овладения ими данным человеком с учетом его внутренних и внешних условий.

К концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе — как вопрос профессиональной карьеры человека в широком смысле. Возрастной диапазон лиц, нуждающихся в периодической поддержке, имеет тенденцию предельно расширяться (от подросткового до пенсионного и постпенсионного — в так называемых «массовых профессиях»). В сфере искусства, в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация — с 8-10-летнего возраста.

Формально сущность профориентации как раздела науки можно обозначить как дополнение исходной формулы психологии труда как системы «субъект-объект» в более развернутую форму: система субъект - субъект - социальная среда - объект.

Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных «ветвей» — направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: профннформапия, профагитация, проф-просвещение, профдиагностика, профконсультация.

Профориентация в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего возраста ориентируют на «успешную карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой — ответственность специалистов-консультантов.

Под профориентацией

понимают «широкий, выходяший за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профконсультаиией — «индивидуально ориентированную помошь в профессиональном самоопределении»

Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

♦ профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

♦ личностное самоопределение — более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.)

Глубокие социально-экономические изменения в России в 1980-1990-х гг. затронули не только «внешнюю сферу» профориентации человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и внутренняя чреда профориентации подростка. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов; размываются границы «мужских» и «женских» профессий. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их «значимых людей» (родителей, родственников, учителей, друзей). Общая динамика такова. В 14-15 лет подростки более прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати- и семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении. В выборе профессии девушки проявляют большую активность, чем юноши.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи
Экспертиза (от лат. expertus - опытный), исследование (расследование, анализ) специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. с целью вынесения заключе ...

Истоки и содержание понятия "психосоматика"
История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями. Первобытная медицина использовала "заговоры" и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качеств ...

Психология тоталитарного режима
Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следов ...