- информационная и физическая загрузка
- способы выполнения действий.
Организация деятельности
(регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):
- режим труда и отдыха
- летная нагрузка
- программы подготовки
- руководство, управление
- обеспечение полетов.
Инженерно-психологическая (трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу 1):
- на личностном уровне
(причина ЧП - личностные псих., предпосылки)
например, снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.
- на уровне боевой техники и оружия
(их влияние на психику воина).
- на уровне среды обитания и боевой деятельности
(влияние на психику природных и боевых или производственных факторов).
Таблица 1.
Виды экспертизы |
Задачи экспертизы |
личностный |
экспертиза: - профнаправленности - профпригодности -психической работоспособности -эффективности деятельности - психологической подготовленности - профподготовленности -индивидуально-психологических особенностей |
технический |
экспертиза: - средств отображения информации - средств управления - рабочего места оператора - вредных и опасных для жизни факторов -аварий и катастроф - конструктивной надежности техники |
средовый |
экспертиза опасных влияний: - погоды - землетрясений - извержений вулканов - солнечной активности |
Экспертиза основывается на изучении реальных материалов происшествия, на экспериментальном его моделировании, расшифровке записей самопищущих приборов (средств объективного контроля), магнитофонных записей переговоров, сборе информации от очевидцев, участников и специалистов, изучении сохранившихся фрагментов (обломков) техники, анализе характера ранений и повреждений личного состава, проверке технической и конструкторской документации (чертежей, расчетов, инструкций и наставлений по эксплуатации и боевому применению), материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т.д.), материалов экспериментально-психологического обследования и другой информации.
Инженерно-психологическая экспертиза техники и оружия
включает в себя:
Экспертные оценки
- количественные или порядковые (ранговые) оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственным измерениям. Основываются на суждениях специалистов.
К числу методов психологической экспертизы относятся как традиционные методы психологических исследований (беседа, наблюдение, эксперимент, бланковые и компьютерные тесты и т.д.), так и специфические методы (метод экспертных оценок, метод парных сравнений), изучение материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т.д.), материалов экспериментально-психологического обследования, карты профессиональ-ного психологического изучения летчика и штурмана, расшифровка записей магнитофонных переговоров в полете и другой информации.
Метод независимых экспертных оценок -
метод, предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими экспертами, каждый из которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять на их оценки.
Метод парных сравнений -
при парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект I - объект 2, объект 2 - объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.
В результате сравнения объектов в каждой паре эксперт высказывает мнение о важности того или иного объекта, то есть отдает одному из них предпочтение. Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Упорядочение в каждой паре объектов, безусловно, не дает сразу упорядочения всех рассматриваемых объектов, поэтому необходима последующая обработка результатов сравнения. Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку, используя в качестве инструмента матрицы.
Другое по теме:
Общий адаптационный синдром.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздейс ...
Нравственная готовность
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...
Особенности развития внимания младших школьников
Внимание и его физиологические основы. В каждый момент своего бодрствования человек что–то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает [23, 143]. Окружающие нас предметы и явления действуют через органы ч ...