Психологические особенности трудовой экспертизы

Материалы » Психология трудовой экспертизы » Психологические особенности трудовой экспертизы

Страница 1

История применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека.

Психология экспертизы реализуется:

1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;

2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);

3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).

4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.

Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.

К психологическим компонентам ЧП относят:

мотивы поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т.д.

В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:

1. концепция личностного фактора

2. концепция человеческого фактора.

1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.

2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).

К компонентам личностного фактора

относятся:

- нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);

- профессиональные качества;

- психологические особенности;

- физиологические особенности;

- физическое развитие.

В число компонентов человеческого фактора

входят:

Субъект деятельности

(методы и критерии оценки летного состава):

- система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)

- эффективность методов контроля и экспертизы.

Средства деятельности

(элементы рабочего места летчика):

* средства отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):

- расположение и способ кодирования

- угол визирования и время воздействия сигнала

- разборчивость слов, текстуры

- яркость, контрастность

* органы управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):

- пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка .)

- конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)

- загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.

Условия деятельности

(факторы обитаемости и полета):

- геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)

- условия обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)

- соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению

- воздействие факторов полета

- совместимость членов экипажа.

Содержание деятельности

(способы выполнения профессиональных действий, операций):

- распределение функций между человеком и автоматикой

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Ребёнок и сверстник. Общение ребенка со сверстниками
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и ко ...

Содержание и методика исследования, контингент испытуемых
Наше исследование построено в соответствии с выдвинутой гипотезой: Волевые качества личности руководителя определяют его индивидуальный стиль принятия управленческих решений и линии поведения, обусловленные принятием этих решений. В свя ...

Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авт ...