- метод «in basket». Руководитель приходит на работу и находит свой стол заваленным деловыми бумагами, требующими принятия решения. От него требуется рассортировать бумаги: отделить срочные от несрочных, важные от второстепенных и т.п.;
- Метод ситуаций. Различными способами (письменно, на экране дисплея и т.п.) руководителю предъявляют типичные производственные ситуации, требующие принятия решения;
- Деловые игры. Использование метода ситуаций, которые в данном случае динамично развиваются и зависят не только от собственных усилий, но и от действий партнеров. Часто деловые игры включают много участников и бывают довольно сложными.
Эти методы позволяют преобразовывать внешнюю реальность, они неявно опираются на положение о проблемах во внешней управленческой ситуации.
Думаем, что это только одна сторона реальности. Как показывает наше исследование, очень многое зависит от структуры личности руководителя и от знания его самого себя. Наряду с этими давно известными и часто применяемыми методами обучения принятию решений, можно использовать результаты нашей работы для расширения управленческого профессионального самосознания
, обучения самопринятию, осознание себя как серьезного фактора управленческой ситуации, а не просто своей способности влиять на ход событий.
Основные выводы в нашей работе:
- Принятие решений является профессиональной, специальной деятельностью
.
- Важнейшими психологическими аспектами принятия управленческих решений являются: мотивацияруководителей и подчиненных; ответственность
, с которой сопряжены принятие решений; индивидуальный стиль
деятельности руководителя, локус контроля и т.д.;
- Социально-психологическими аспектами принятия решений являются: протекание принятия решений в общениии взаимодействии
начальников и подчиненных; на принятие решения влияют статусы, ролевые ожидания, атрибуция, рефлексия и др.;
- Важнейшими и очевидными психологическими сферами, в которых принимается управленческое решение, являются мотивация и стимулирование труда, коллективные взаимоотношения, в частности конфликты
, управленческие отношениятипа «начальник – подчиненный» и т.п.;
- Принятие решения алгоритмизировано (технологизировано, как любая человеческая деятельность, любое действие);
- Существуют специальные научные, интернаучные и частные методы принятия управленческих решений
;
- личность
руководителя является важным фактором при принятии управленческого решения;
- процесс принятия управленческого решения индивидуально «окрашен», так как обеспечивается индивидуальным стилем
управленческой деятельности.
- Известную перспективу
психологии управления составляют исследования мотивации власти
руководителя и направление им поредством принятия решений властного процесса;
- Чрезвычайно значимыми в процессе руководства и принятия решений являются волевые качества личности
руководителя; такие качества как настойчивость, работоспособность, практичность ума являются необходимыми при любом индивидуальном стиле управления.
- Руководители часто прибегают к определенным линиям поведения
, выступающими критериями принятия управленческого решения.
- не столько личностные качества руководителя, сколько индивидуальный стиль руководства в большей степени влияет на выбор линий поведения в напряженных ситуациях;
- Наряду с давно известными и часто применяемыми методами обучения принятию решений, можно использовать результаты нашей работы для расширения управленческого профессионального самосознания
, обучения самопринятию, осознанию себя как серьезного фактора управленческой ситуации, а не просто своей способности влиять на ход событий.
Другое по теме:
Теории памяти.
Что же такое память? На этот вопрос человечество ищет ответ с древнейших времен. Существует несколько теорий механизмов памяти. Все они имеют своих сторонников и противников, потому приведем кратко характеристики физической, психологическ ...
Методики изучения влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших
школьников в процессе изучения природоведения
Для достижения цели работы и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Определить влияние проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьни ...
Основные характеристики толпы
«Только находясь в толпе,
и понимаешь, что такое безлюдье».
Дон-Аминандо
Изучая работы Гюстава Лебона («Психология масс и народов», 1998г. и «Толпотворение», 1999г.) отметим некоторые характеристики толпы. Во многом можно найти сходств ...